Суд Европейского союза в Люксембурге обязал Польшу платить миллион евро штрафа ежедневно за «отход от принципов верховенства закона». По сути, это экономические санкции ЕС против страны — члена ЕС. Конфликт Польши с Евросоюзом имеет непосредственное значение для бывших советских республик. К западным европейцам приходит понимание, что принимать в свой союз слишком отличающуюся от них ментально большую славянскую страну было стратегической ошибкой. Для Украины, Беларуси и других восточных соседей «Единой Европы» поведение Польши ставит крест на надеждах, что их когда-нибудь примут в ЕС.
«Бывшее коммунистическое государство пытается внедрить картину альтернативной реальности, создает собственный небольшой пузырь фейков — точно так же, как с успехом делал Дональд Трамп, когда был президентом США», — пишет шведское издание о недавних слушаниях в Европарламенте, посвященных поведению Польши. — Наглость и самоуверенность Польши в чем-то даже вызывают симпатию. Редко увидишь председателя Европейской комиссии столь сильно подавленной и обеспокоенной, как когда она, стиснув зубы, твердит польскому премьер-министру, что ЕС не намерен бездействовать перед лицом вопиющего вызова со стороны Польши».
Подобные материалы в СМИ государств «Старой Европы» выходят десятками. Лейтмотив у них один.
Польша — это позор европейской интеграции, ее поведение несет угрозу существованию Евросоюза.
В предельно заостренной форме эту мысль выразили голландские карикатуристы, изобразившие Речь Посполитую в образе жуткого мужика в ватнике, который сбивает кегли — страны ЕС. Карикатура во всех смыслах показательная.
В пылу ссоры, как это часто бывает, сносится все наносное политкорректное и обнажаются глубины подсознательного. В данном случае всплывает на поверхность все то, что европейцы думают о поляках.
А думают они о них то же, что веками думали. Восточные варвары, славянские свиньи. Польша исторически считалась пограничной полосой, на которой заканчивается Европа и начинается Азия. Расположенная восточнее Россия (Московия) уже однозначно считалась Азией, но и Польшу западные европейцы полноценной частью себя никогда не считали.
Пока расширяющаяся на восток Европа была бодра и уверена в своих силах, а Польша и другие постсоциалистические государства выражали готовность вести себя, как примерные ученики Франции, Германии и прочих «отцов-основателей» Евросоюза, такие разговоры были не в моде.
Зато теперь, когда конфликт поляков и «Старой Европы» доходит до скандальных выяснений отношений в Брюсселе, вопрос о том, надо ли было принимать в ЕС народ, настолько отличающийся ментальностью и историческим опытом от жителей берегов Роны и Рейна, оказался центральным.
С Польшей у европейцев получилось, как с активисткой Шурочкой из «Служебного романа». В 2004 году ее на волне энтузиазма выдвинули в ЕС и с тех пор никак не могут задвинуть обратно. Все европейские функционеры разводят руками: в уставных документах ЕС не предусмотрено правовых механизмов, как можно выгнать страну из Евросоюза. Когда Европейский союз затевался, не предполагалось, что в нем может найтись страна, к которой будет необходимо применять подобные меры.
Поэтому максимум, чем можно повлиять на Польшу, это лишить ее права голоса в Европейском совете и дотаций из бюджета ЕС. Иными словами — ввести против нее санкции. Последняя мера уже применяется: ежесуточный штраф в 500 тысяч евро за разработку угольной шахты «Туров» — это и есть завуалированные санкции против Варшавы.
При этом европейцам совершенно ясно, что делать с восточными соседями Польши.
После такой нехорошей истории с Польшей Украину, Молдову, Беларусь и другие страны «Восточного партнерства» не возьмут в ЕС никогда.
Потому что в их случае ментальный разрыв еще более очевиден, чем с Польшей. Польша хотя бы католическая страна, государства «Восточного партнерства» — православные (не считая Азербайджана, там вообще ислам). Польша исторически воспринималась как граница между Европой и Азией. Все, что восточнее ее, в глазах европейцев — однозначно Азия.
Если Европарламент трясет от нескольких десятков польских делегатов, можно представить, что там будет твориться, когда его пополнят депутаты Верховной рады Украины. Драки, файеры, блокирование трибун, песни про Бандеру и драки из-за них с теми же поляками.
И никому уже не расскажешь, что украинцы — способные ученики, что они стремятся к европейским ценностям и стандартам. Поляки тоже стремились и были примерными учениками, когда просились в ЕС. А как вошли, так понеслась душа в рай.
Парадокс истории в том, что именно Польша, которая много лет выступала «проводником» европейской интеграции бывших советских республик, ставит сейчас своим поведением крест на их перспективах вступить в ЕС.
«Восточное партнерство» для Европы окончательно становится оптимальной формой взаимодействия с Украиной, Молдовой и прочими. Обязанности перед Брюсселем ассоциированные с ЕС постсоветские страны несут, а прав никаких не имеют.
И не надо будет в грядущем ломать голову, как их выгнать из ЕС, если начнут вести себя по-польски.
Не брать их в ЕС — вот и все.
Тогда и выгонять не придется.