×
Политика Политика

Уничтожение «наследия оккупации» в Латвии сделало латышей заложниками русского языка

Источник изображения: neskaties.lv

В Латвии поднялась новая волна борьбы за право латышей говорить в своей стране исключительно на родном государственном языке. Лично президент Латвии Эгилс Левитс выразил возмущение тем, что молодых латышей в Латвии не принимают на работу без знания русского языка. Однако возмущением все в очередной раз и ограничится. Латвия, уничтожив за 30 лет постсоветских лет большую промышленность, сама создала экономику «принеси — подай», в которой желание клиента — закон, а клиенты чаще всего разговаривают по-русски.

«Не может быть так, что от человека, который ищет работу, требуют знания русского языка там, где это не нужно. Это дискриминация латышей на собственной земле, это недопустимо», — сказал на днях президент Латвии Эгилс Левитс.

Глава государства не раз и не два предлагал избавиться от фактора русского языка на латвийском рынке труда. И не он один. Латышские национал-радикалы неоднократно инициировали закон, запрещающий отказывать в трудоустройстве гражданам Латвии на том основании, что они не знают негосударственных языков.

Деятельность президента Левитса и латышских националистов, безусловно, импонирует национал-консервативному электорату, однако по сути своей она не имеет смысла. Если работодатель не хочет отдавать вакансию работнику, который не понимает по-русски, то он найдет десятки причин, чтобы не взять его на работу.

Выхода для «патриотов» в этой ситуации нет.

Латвия сама сделала своих граждан титульной национальности заложниками знания русского языка, когда уничтожила большую промышленность как «наследие советской оккупации» и переориентировала свою экономику на сферу услуг.

А что такое сфера услуг? Это «клиент всегда прав», «кто платит, тот заказывает музыку» и «любой каприз за ваши деньги».

Если получатель услуги — русскоязычный, то с ним надо общаться по-русски. Если идти на принцип и разговаривать на латышском или английском, клиента перехватят конкуренты, который на принцип не идут.

Если в законодательном порядке принудить латвийский бизнес идти на принцип, клиенты уйдут в другие страны, где в их обслуживание не вмешивается политика. Ничего не поделаешь — рыночная экономика: законы спроса и предложения в мире и Латвии действуют одинаково.

Так что все сошлось один к одному. В Латвии для 38% населения русский язык — родной, а большинство латышей среднего и старшего возраста его помнят, потому что учили в школе. Латвия 30 лет делает ставку на сервисную экономику: банковский сектор, операции с недвижимостью, ритейл, туризм и прочая сфера услуг — это 60% латвийского ВВП. Где самый большой рынок для этих услуг? На постсоветском пространстве.

Это в первую очередь Россия, но также и Украина, Беларусь, Казахстан — словом, страны, где повсеместно используется русский язык. И в Латвии его массово знают. У вас товар — у нас купец: так и формируется сервисная экономика.

Главными пострадавшими от такой экономической модели неожиданно для ее создателей стали молодые латыши, которые оказываются в собственной «латышской Латвии» невостребованными.

Русскому языку их в школах больше не учат — это было бы «наследие оккупации». Производительную экономику, где язык не так важен, в Латвии за годы «второй независимости» развалили, а для обслуживания клиентов в банках-гостиницах-ресторанах требуется знание русского языка.

Отчасти положение спасает госсектор: на государственную службу в Латвии, наоборот, не попасть носителям русского языка. Но бюрократический аппарат — он ведь не резиновый: если раздувать его бесконечно, то рано или поздно под его тяжестью рухнет вся экономика. Поэтому госслужба — это выход не для всех молодых латышей, а лишь для «блатных», у кого влиятельные родители, а у родителей — связи.

Что делать оставшимся в пресловутой сервисной экономике? Либо учить русский язык (в Риге, например, многие банки практикуют языковые курсы для новых сотрудников), либо эмигрировать в Западную Европу. Благо английскому языку в школах Латвии учат, рынок труда Евросоюза един, внутренние границы ЕС с поправками на пандемию открыты, а большими европейскими экономиками традиционно востребована низкооплачиваемая рабочая сила с Востока.

Так и получается, что сама Латвия избавляет себя от новых поколений латышей и обрекает титульную нацию на вымирание.

Родина лишила латышей одних рабочих мест, закрыв эти самые места; других рабочих мест лишила тоже, закрыв доступ к изучению в Латвии русского языка.

Изменить ситуацию, изменив структуру экономики Латвии, невозможно. Весной премьер-министр Кришьянис Кариньш провозгласил курс на «новую индустриализацию»: над ним за это заявление смеются до сих пор. Ни единого значимого шага к возрождению в Латвии промышленной экономики сделано не было. Да и что тут сделаешь: ломать — не строить.

Результат: в «латышской Латвии» развилка для многих молодых латышей — учить русский язык или эмигрировать. Понятно, что национально ориентированных товарищей это бесит. «Чем больше умрет русскоязычных, тем лучше для латышского языка», — заявила в один день с выступлением президента Латвии о проблеме националистически настроенная помощница депутата латвийского Сейма.

За этой зоологической русофобией скрываются глубокий комплекс неполноценности и осознание собственного бессилия. Латыши как нация вымирают, а их язык исчезает.

И породила эту ситуация та самая «латышская Латвия», какой она была построена десятилетиями борьбы с «наследием оккупации».


Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Статья доступна на других языках:
Читайте также
День учителя со слезами на глазах: школьников в Латвии лишают знаний и русского языка
6 октября 2021
Министерство образования Латвии вынуждает русские школы полностью переходить на неродной латышский язык обучения. Аналитический портал RuBaltic.Ru пообщался с родителями русских школьников и выслушал их мнение о процессах, происходящих в системе образования Латвии.
В Латвии помощница депутата пожелала смерти русскоязычным жителям
6 октября 2021
Депутат Сейма Латвии Карина Спруде обратилась с заявлением в Государственную полицию и Службу госбезопасности с просьбой дать оценку высказыванию помощницы парламентария Селмы Левренце на предмет разжигания розни.
Митрофанов раскритиковал идею главы Латвии разместить таблички об «оккупантах» на Памятнике Освободителям Риги
7 октября 2021
Руководитель партии «Русский союз Латвии» (РСЛ) в Рижской думе Мирослав Митрофанов раскритиковал инициативу главы государства Эгилса Левитса разместить таблички об «оккупантах» на Памятнике Освободителям Риги.
Геть оккупантскую мову: борьба с русским языком стала тараном для развала СССР
18 сентября 2021
Когда разваливали Советский Союз, инициаторы демонтажа первым делом реализовали стратегию по ограничению распространения русского языка. Моделируя языковые конфликты по всем окраинам СССР, их кураторы знали, что делали. Им удалось пошатнуть позиции русского языка среди бывших братских народов.
Новости партнёров