Партия «Единая Россия» сохранит конституционное большинство в новом созыве Государственной думы. Новость об этом не вызвала ажиотажа на Западе: средства массовой информации неохотно освещают результаты избирательной кампании, политики воздерживаются от комментариев, ни одна страна не призывает ввести против Москвы санкции за попрание «демократических принципов». Кампания дискредитации нового созыва Госдумы в Европе откровенно провалилась.
О непризнании легитимности нового созыва Госдумы на Запале начали говорить за несколько месяцев до выборов. Эту тему «оседлал» экс-премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, который в мае презентовал Европарламенту рекомендации относительно выстраивания отношений с Россией. Ключевой тезис его выступления: ЕС должен быть готов не признавать выборы в РФ точно так же, как не признал выборы президента Беларуси.
«Они (российские власти — прим. RuBaltic.Ru) выбирают путь, который нам кажется очень похожим на то, что делал в прошлом году и в этом году делает господин Лукашенко. И по количеству задержанных, заключенных даже превышают "достижения" господина Лукашенко. И тогда возникает вопрос: как все это будет выглядеть на подходе к сентябрю, к выборам в Думу? Мы видим, что эта агрессивность внутренняя, как мы это называем, действительно война против своих граждан, и она в России усиливается», — утверждал Кубилюс.
Накануне выборов в Госдуму Европарламент большинством голосов одобрил доклад Кубилюса и компании. Представитель Польши Анна Фотыга заявила, что принятие этого документа «пошлет сигнал российской оппозиции». Но дальше сигналов дело не пошло.
Ключевой вопрос следует сформулировать так: признает ли Европа результаты парламентских выборов в РФ?
По словам официального представителя внешнеполитической службы ЕС Петера Стано, этот вопрос находится в компетенции каждой отдельной страны содружества. Союзный центр лишь взял на себя ответственность заявить о непризнании «незаконных» выборов в Крыму и отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
«ЕС не признаEт и не признАет незаконную аннексию Крыма и города Севастополя Российской Федерацией, а потому не признает так называемые выборы, состоявшиеся на оккупированном Крымском полуострове. (…) Решение Российской Федерации привлечь жителей неподконтрольных правительству территорий Донецкой и Луганской областей Украины к выборам в Государственную думу, региональным и местным выборам противоречит духу и целям Минских соглашений. ЕС остается непоколебимым в своей поддержке территориальной целостности и суверенитета Украины», — говорится в официальном заявлении Европейского совета.
Таким образом, международное признание однозначно не получат несколько депутатов, избранных по одномандатным округам в Крыму и Севастополе. Жители ДНР и ЛНР своих мажоритарщиков не избирали, а потому не будут иметь представительства в Госдуме.
Если же говорить о процессе выборов как таковом, то нападки на него носят весьма сдержанный характер.
«Органы власти России, воспользовавшись репрессивными законами об "экстремистских организациях", "иностранных агентах" и "нежелательных организациях", еще больше ограничили права человека, функционирование демократии и свободу прессы», — утверждает МИД Литвы, но воздерживается от того, чтобы отказать новому созыву Госдумы в легитимности.
Ту же неопределенную позицию заняла Польша, которая поставила под сомнение «намерения Российской Федерации отстаивать демократические ценности». О возможном непризнании российского парламента — ни слова!
Официальные представители Латвии на момент подготовки этой публикации никак не прокомментировали победу «Единой России». Эстония тоже молчит.
Высказался разве что председатель комиссии по иностранным делам Рийгикогу Марко Михкельсон. По его словам, победа партии Путина стала возможна исключительно благодаря массовым фальсификациям. Почему, в таком случае, власти прибалтийской республики не рассматривают (и не будут рассматривать) вопрос о непризнании российских выборов?
Ведущие страны Евросоюза тоже молчат. Ни Германия, ни Франция, ни Италия, ни Испания не критикуют Россию за попрание демократических принципов, борьбу с несистемной оппозицией и так далее. Никто не вспоминает об Алексее Навальном, который тоже планировал участвовать в парламентской кампании.
В списке стран, которые отреагировали на выборы в Госдуму, ожидаемо оказались США и Великобритания. Но и они ограничиваются призывами к России «соблюдать международные обязательства по уважению прав и основных свобод человека». Турция ограничилась тем, что сделала заявление о непризнании российских выборов в Крыму.
Кампания дискредитации нового созыва Госдумы оказалась откровенно провальной.
Даже Прибалтийские республики не выступают с инициативой вышвырнуть Россию из всех организаций, в которых работают парламентские ассамблеи, и ввести против нее санкции.
Почему выборы в РФ не пошли по «белорусскому сценарию»? На то есть несколько причин.
Во-первых, сама избирательная кампания носила конкурентный характер — в ней участвовали партии и кандидаты разного политического спектра. Во-вторых, убедительная победа «Единой России» не вылилась в массовые беспорядки на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов.
Митинг против фальсификации выборов, организованный в столице коммунистами и другими оппозиционными силами, по самым оптимистичным оценкам собрал порядка 2000 человек. В регионах протестной активности вообще не наблюдается.
В случае с Беларусью Запад рассчитывал на свержение Лукашенко, и предпосылки для этого имелись. В России борцам за светлые идеалы «демократии» просто не за что зацепиться.
Наконец, непризнание выборов в России — это куда более серьезный и безрассудный шаг, чем непризнание Лукашенко президентом Беларуси. «Запад не может позволить себе перерезать такую пуповину, как связи с парламентариями, потому что они представляют, что это один из последних каналов для поддержания какого-то диалога», — отмечает литовский депутат Матас Мальдейкис.
Самое время еще раз вспомнить доклад Европарламента о возможном непризнании выборов в Госдуму. Кубилюс и компания описали простую схему: если процесс будет нечестным и непрозрачными, то ЕС не признает обновленный состав российского парламента.
Выходит, выборы в РФ все-таки соответствовали демократическим нормам?
Такова логика Европейского парламента.