В августе 2021 года президент Республики Молдова Майя Санду в ходе встречи с президентом Польши Анджеем Дудой заявила о желании страны присоединиться к платформе регионального сотрудничества «Инициатива трех морей». Польский лидер заверил свою коллегу, что Кишинев может рассчитывать на поддержку Варшавы в этом вопросе. Насколько реальны перспективы участия Молдовы в геополитическом проекте Польши?
В последние годы Польша, как представляется, начала понимать, что ее надежды на превращение в одного из полноправных лидеров ЕС, способного влиять на выработку общеевропейской повестки, не сбылись. Осознание этого факта заставило польское руководство задуматься о подготовке и запуске собственных геополитических инициатив, ориентированных на укрепление регионального влияния страны в Восточной Европе.
По большому счету изобретать ничего не пришлось, потребовалось лишь актуализировать проект «Междуморье», разработанный в начале 20 века Юзефом Пилсудским.
Эта концепция стала одной из важнейших составных частей польской внешнеполитической стратегии, начиная с первой половины 1990-х годов.
В 2016 году благодаря активизации геополитических усилий Варшавы была создана «Инициатива трех морей», объединившая 12 стран, расположенных на берегах и в относительной близости от побережья Балтийского, Черного и Адриатического морей. В число участников проекта на сегодняшний день входят Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония.
Участники многосторонней площадки совместно обсуждают вопросы, связанные с развитием транспортно-логистической инфраструктуры, диверсификацией источников энергоснабжения и цифровизацией национальных экономик. Несмотря на тот факт, что данная платформа позиционируется как институт многостороннего сотрудничества, Польша все же играет центральную роль в ее функционировании.
В настоящее время Варшава пытается любым путем расширить свой геополитический проект за счет привлечения в него новых участников.
С учетом того, что этим летом политическая система Молдовы претерпела серьезные изменения после парламентских выборов и страна еще активнее, чем ранее, двинулась на Запад, Польша сразу же попыталась воспользоваться сложившейся ситуацией.
Конечно, главным куратором Молдовы от ЕС является не Польша, а Румыния. Однако именно польское руководство пригласило молдавских коллег присоединиться к «Инициативе трех морей». При этом очевидно, что именно Бухарест мог бы взять на себя роль координатора в процессе подключения Кишинева к данному геополитическому проекту, на что Варшава, по всей видимости, согласна.
Каковы же перспективы полноценного подключения Молдовы к «Инициативе трех морей»? Они неоднозначны.
На сегодняшний день даже Украина не стала полноправным участником данного проекта, хотя об интересе к этому формату взаимодействия с партнерами неоднократно говорил президент страны Владимир Зеленский. В частности, он несколько раз обсуждал с президентом Польши Анджеем Дудой возможности подключения Киева к «Инициативе трех морей».
Украина действительно могла бы стать значимым элементом обновленного «Триморья» как с политической, так и с экономической точки зрения. Однако в силу ряда обстоятельств Киев пока не является полноправным участником инициативы, хотя в ближайшие годы будет постоянно находиться в центре информационной повестки данной структуры и сближаться с ней.
Откровенно говоря, Молдова даже по сравнению с Украиной сегодня мало что может предложить партнерам из Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Транспортная инфраструктура страны нуждается в качественной модернизации, несмотря на то, что в последние годы наметились определенные подвижки по части ремонта автомобильных дорог, осуществляемого в основном на деньги западных инвесторов.
Водный транспорт Молдовы находится в плачевном состоянии. Единственным светлым пятном является Международный порт Джурджулешты, расположенный на стыке границ Молдовы, Румынии и Украины в месте впадения Прута в Дунай. Здесь находятся нефтеналивной, зерновой и пассажирский терминалы, а также железнодорожный узел, соединяющий Молдову с соседями.
Именно этот объект мог бы привлечь внимание иностранных инвесторов, в том числе из стран Восточной Европы, которые могли бы попытаться реализовать собственные инфраструктурные проекты.
Что касается железных дорог Молдовы, то они уже давно не используются в полную силу. Предприятие «Железная дорога Молдавии», чтобы не разориться, выставило на продажу 98 локомотивов из 220 имеющихся у него в наличии. Практически весь подвижной состав серьезно устарел, а денег на его модернизацию нет.
В целом же страна, в которой на протяжении ряда лет прямо или косвенно осуществляется экономическая блокада части территории и имеются такие проблемы в области развития транспорта, вряд ли может стать частью транспортного коридора «Север — Юг», формирующегося на пространстве «Триморья».
В области энергетики Молдова в последнее время демонстрирует готовность участвовать в реализации ряда проектов, продвигаемых западными партнерами. Например, румынское руководство лоббирует вопрос о строительстве линий электропередачи «Исакча — Вулканешты — Кишинев». Кроме того, Румыния планирует в 2021 году завершить работы по выводу на полную мощность, до 6 миллионов кубометров в сутки, газопровода Яссы — Унгены — Кишинев. Новые молдавские власти, со своей стороны, готовы содействовать реализации этих проектов.
Большую работу, направленную на переориентацию Молдовы в энергетической сфере на сотрудничество со странами Запада, проводил бывший американский посол Дерек Дж. Хоган.
Это не случайно, поскольку полноценное взаимодействие Кишинева в области энергетики с партнерами, входящими в «Инициативу трех морей», возможно лишь под эгидой Вашингтона, продвигающего свой проект по поставке сжиженного природного газа в страны Восточной Европы. При этом очевидно, что такое сотрудничество будет осуществляться на антироссийской основе под лозунгами снижения энергозависимости от РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Молдова продолжает двигаться на Запад, поэтому постановка вопроса об участии в таких форматах, как «Инициатива трех морей», является вполне логичной. Очевидно, что молдавским властям в настоящее время необходимо переходить от слов к делу; это касается не только внутренней, но и внешней политики, следовательно, требуется реализовать конкретные проекты, чтобы доказать населению свою эффективность.
Однако вряд ли можно ожидать, что присоединение Молдовы к «Триморью» позволит существенным образом улучшить позиции страны на мировой арене, а также будет способствовать ее социально-экономическому развитию. При этом в экономическом плане Республика Молдова не представляет значительного интереса для большинства государств, входящих на данный момент в «Инициативу трех морей».
В то же время с высокой долей вероятности можно утверждать, что интенсификация взаимодействия Молдовы с государствами ЕАЭС было бы взаимовыгодным в силу большей комплементарности их экономик.
Тем не менее сближение Республики Молдова и государств «Триморья» для противодействия так называемой «российской угрозе» в обозримом будущем вполне возможно благодаря антироссийской направленности их внешнеполитической стратегии. Так что Молдова в силу ряда идеологических, а не практических моментов может выбрать столь привычную для государств Восточной Европы в последние годы траекторию геополитического движения.
Ведь политика для этих стран, судя по всему, важнее экономики.