Неожиданное заявление МИД Японии о приглашении Китая и России на саммит «большой семерки» (G-7) по Афганистану вызвало еще более неожиданную реакцию Москвы. На Смоленской площади посмеялись над «западными партнерами» и дали понять, что Россию не интересует возможность хотя бы временно вернуться в G-7. Эта история подводит блестящий итог под курсом на «международную изоляцию Путина»: уже не только отдельные страны Запада, но и Запад в целом признает, что без Москвы невозможно решать ключевые мировые проблемы, и заманивает Россию обратно в свои «элитные клубы». Однако на Россию манок не действует: для нее западные клубы и Запад как таковой уже утратили свою элитарность.
Министр иностранных дел Японии Тосимицу Мотэги рассказал о готовящейся экстренной встрече глав МИД стран «семерки». Встреча запланирована на среду 8 сентября и целиком посвящена ситуации в Афганистане.
Японский министр упомянул, что на встречу приглашены также главы МИД России и Китая. Для России эта новость имеет особенное значение: она ведь не так давно была полноценным членом G-7.
В 2014 году Россию с позором выставили из «семерки» в связи с «аннексией Крыма», торжественно провозгласив тем самым удаление РФ из числа «цивилизованных стран».
Теперь же без всякой торжественности, по-тихому просят временно вернуться обратно. Потому что Россия, как оказалось, не та страна, без которой можно решать ключевые мировые вопросы.
В частности, по Афганистану. Без России афганский вопрос не решается, а не решать его нельзя.
Поэтому Москве предлагают поприсутствовать в «главном элитном клубе мира» в обмен на то, что Москва и Пекин помогут Западу разобраться, как быть дальше с Афганистаном.
За последние годы это уже второе предложение к России опять участвовать в работе «семерки». В первый раз сделать «семерку» снова «восьмеркой» год назад предложил экс-президент США Дональд Трамп. В G-7 он видел этакий манок, с помощью которого Кремль можно отвратить от набирающего опасную для США скорость сближения с Китаем.
Тогда на Трампа набросились все прочие «члены клуба». Как можно говорить о возвращении в «семерку» России до того, как она «изменит свое поведение»? Русских наказали исключением из самого главного в мире «элитного клуба», а теперь Трамп предлагает уничтожить весь педагогический эффект и капитулировать перед Путиным?
Прошел год. Несистемного Дональда Трампа в Белом доме сменил суперсистемный Джозеф Байден. Который, впрочем, делает ровно то же, что его скандальный предшественник. Выводит войска из Ирака и Афганистана, говорит, что народы сами должны воевать за свою свободу и свое счастье вместо американских солдат, а Америка должна решать внутренние проблемы, а не заниматься по всему миру строительством демократии.
Россию же об участии в саммитах G-7 просит уже весь коллектив «свободного мира».
«Партнеры демонстрируют несистемной подход. Мы получали два дня назад сигналы от Берлина и Парижа относительно некой встречи, но речи о "семерке" не шло. Затем последовало заявление Токио уже в контексте "семерки". Все это происходит на фоне разнокалиберных заявлений "семерки" по России и то неучастию, то участию в формате», — прокомментировала заявление министра иностранных дел Японии пресс-секретарь российского МИД Мария Захарова.
Официальный представитель Смоленской площади делает следующий вывод о сигналах со стороны Запада: у западных партнеров прослеживается «отсутствие понимания, чего же они хотят от себя и окружающего мира».
Такая саркастическая реакция Москвы — не менее значимая новость, чем приглашение РФ на «семерку».
Россия откровенно дала понять, что не горит желанием хотя бы временно вернуться в «главный элитный клуб мира», потому что Запад и его клубы для нее больше не элитарны.
А ведь в 2014 году исключение из «большой семерки» считалось самой серьезной неэкономической санкцией против России. Как принятие в «клуб семи» в 1990-е годы называлось главным внешнеполитическим достижением новой демократической России, так изгнание из G-7 было провозглашено главным международным провалом «путинского режима».
Россию лишили права сидеть за столом, за которым определяются судьбы мира; так это подавалось. Возможно, так это и было на самом деле… в 1990-е годы.
Сейчас же ситуация перевернулась.
«Большая семерка» может определять судьбы мира только в силу того, что за ее столом сидит Россия.
И Китай.
Так что в возвращении России в «семерку» больше заинтересована не Роосия, а «семерка». Соответственно, она и предлагает, при том что Россия ничуть не изменила «своего поведения». Признает Крым своим, требует от Украины реализации Минских договоренностей и подтягивает к украинской границе войска, как только в Киеве у кого-то начинает чесаться «хорватский сценарий» реинтеграции Донбасса военным путем.
Однако Западу сейчас не до принципиальности. Необходимо показать, что его «большая семерка» еще способна определять мировые процессы. Без России и Китая этого никак не сделать, поэтому — «вернись, я все прощу!»
Будь на месте РФ та же Украина, Владимир Зеленский, пригласи его страну в G-7, от счастья сразу бы окочурился. Не то Россия. Ей эти провинциальные комплексы не к лицу.
Россия будет выстраивать взаимодействие с Западом по своим правилам, а всевозможные «стеклянные бусы» для дикарей вроде приглашения в «элитные клубы» на Москву не действуют.
Хотите, чтобы Россия помогла вам разгрести все то, что вы натворили в Афганистане? Россия вам скажет, как, когда, на каких условиях и за какую цену она готова оказать вам эту услугу.
Возвращения в «большую семерку» (тем более временного) такая услуга точно не стоит. Вы за это возвращение России еще приплатить должны.