Литва после длительной паузы решилась на ответный шаг в дипломатическом конфликте с Китаем и отозвала своего посла из Пекина спустя почти месяц после отзыва китайского посла из Вильнюса. Решиться на продолжение конфронтации с Поднебесной литовскому руководству помогли американские союзники, декларативно поддержавшие курс Вильнюса на разрушение сотрудничества с КНР. Литва продолжит обслуживание интересов Соединенных Штатов в Европе, внося посильную лепту в сдерживание не только России, но и Китая. Наградой ей обещано одобрительное похлопывание по плечу.
«Ваша страна лучше других понимает, что значит жить под давлением брутального автократического режима. Как прежние поколения вставали против зла Советского Союза, так и вы сейчас встаете против Коммунистической партии Китая и наибольшей угрозы демократическому образу жизни за последние десятилетия», — написали в открытом письме литовскому руководству 15 конгрессменов Палаты представителей США.
Главная мысль послания американских политиков в Вильнюс сформулирована следующим образом: Соединенные Штаты приветствуют «решительную волю Литвы в борьбе с растущим влиянием Коммунистической партии Китая в Европе».
Иными словами, Вильнюсу вменяется в обязанность и далее в меру своих скромных возможностей сдерживать растущее влияние новой сверхдержавы в Европе, сохраняя Старый Свет за дряхлеющим гегемоном — Америкой.
Курс на разрушение литовско-китайских отношений, который воплощает в жизнь МИД Литвы, признается правильным и похвальным. Это можно считать моральной поддержкой, потому что в Вильнюсе, грубо выражаясь, «забздели», увидев, к каким результатам ведет их политика. Все-таки отзыв в Пекин посла КНР и прекращение китайского железнодорожного транзита — это не шутки.
Американцы подначивают заробевших союзников: все правильно, так и надо. «Реакция Пекина и попытки диктовать внешнюю политику через насилие и издевательства совершенно неприемлемы. (...) Мы с вами и осуждаем ответное поведение Китая», — говорят литовским политикам американские конгрессмены.
Казалось бы, все это написали не президент США Джозеф Байден, не госсекретарь Энтони Блинкен, не помощник президента по национальной безопасности Салливан и не кто-либо иной, определяющий сегодня внешнюю политику Вашингтона. Это сказали несколько депутатов нижней палаты Конгресса по инициативе оппозиционной Республиканской партии США.
Однако для не избалованной августейшим вниманием сюзерена Литвы и таких лучей поддержки из-за океана оказалось достаточно.
Спустя почти месяц после отзыва китайского посла из Литвы Вильнюс наконец решился на симметричный ответ и отозвал литовского посла из Пекина.
Предыдущие несколько недель литовский МИД переминался с ноги на ногу и слал в Пекин сигналы: может, договоримся? Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис, который лично разрушил литовско-китайские отношения, говорил, что работает над их возрождением. Президент Гитанас Науседа в интервью иностранным журналистам заявлял, что Литва продолжит свою принципиальную внешнюю политику, и одновременно говорил, что в Вильнюсе готовы к диалогу с Китаем.
США поставили точку во всех этих метаниях и сомнениях.
Задача Литвы — обеспечивать американские стратегические интересы в Европе, сохраняя Старый Свет за Америкой и оберегая его от усиления влияния не только России, но и Китая.
Казалось бы, что может сделать Литва для разрушения отношений с Китаем Германии, Франции и других больших стран ЕС, да и в целом ЕС? Но, во-первых, как показывает опыт разрушения диалога Евросоюза с Россией, кое-что может. Во-вторых, кто-то же должен подать остальным американским сателлитам в Европе пример слабоумия и отваги. В-третьих, у Соединенных Штатов в колоде не только Литва. С миру по нитке — голому рубаха.
Члены Конгресса США, помимо прочего, приветствуют решение Литвы выйти из проекта «17+1» — китайского формата по взаимодействию со странами Центральной и Восточной Европы, который, в свою очередь, является частью более широкого китайского проекта «Один пояс — один путь». По словам американцев, Поднебесной этот проект нужен для того, чтобы «превратить инвестиции и торговлю в политическое влияние, рычаг, часто через западню долгов, и в зависимость».
В этой части поддержка литовской «принципиальности» отдает то ли утешением, то ли садизмом.
Американцы вольно или невольно наступают литовцам на самую больную мозоль, напоминая о том, что конфронтация с Поднебесной лишает Литву великой мечты о рывке в развитии и экономическом «чуде» за счет развития отношений с Китаем.
Нерешительность литовских руководителей продолжать конфликт с Поднебесной, в который они так опрометчиво влезли, была связана с нежеланием отказываться от этой мечты. Если в отношениях с Россией американцы расставили Вильнюсу все точки над «i» еще лет 15 назад, то конфликт Соединенных Штатов с Китаем — сюжет относительно новый, и литовские правящие тугодумы «считали» его с большим опозданием.
Еще три года назад тогдашняя глава Литвы Даля Грибаускайте летала в Китай рекламировать там литовские кефир и ряженку. Летала в то самое время, когда помощник госсекретаря США по Европе и Евразии инспектировал восточноевропейских сателлитов и внушал им мысль о недопустимости контактов с китайскими коммунистами.
Еще год назад в Литве вовсю грезили «Новым Шелковым путем», миллиардными китайскими инвестициями и миллионами тонн китайского грузопотока, который пойдет в Европу через Клайпедский порт. Теперь железнодорожные перевозки из Китая в Литву остановлены, об инвестициях в Клайпеду можно забыть, а производители плачутся, что китайцы больше не хотят покупать литовские стройматериалы и молоко.
За вассальное служение США снова приходится расплачиваться нищетой, экономической и социальной депрессией.
Сильно ли Литва преуспела за десятилетия «сдерживания России»? Что она получила взамен? Экономические кризисы, эмиграция молодежи, уход из страны инвесторов, старение и вымирание населения, антирекорды по самоубийствам и алкоголизму — антироссийская внешняя политика и благоволение США на эти процессы не так чтобы повлияли.
Так будет и со «сдерживанием Китая». Денег от Пекина Литва больше никогда не получит, а что получит от Вашингтона? Не более чем одобрительное похлопывание литовских руководителей по плечу «дядей Сэмом» со словами: да, парни, нам других таких дураков, как вы, не найти.