У беглых противников режима Лукашенко складываются непростые отношения с их западными товарищами. Международный валютный фонд (МВФ) проигнорировал призывы бывшего министра культуры Беларуси Павла Латушко не выделять Беларуси специальные права заимствования на сумму более 900 миллионов долларов, норвежская компания Yara отказывается разрывать отношения с «Беларуськалием», а министр иностранных дел Германии Хайко Маас оставил без ответа письмо от экс-кандидата в президенты Беларуси Валерия Цепкало. Последний настолько возмущен, что не стесняется угрожать правительству Ангелы Меркель и призывает его «ответить за базар».
Новость о том, что МВФ все-таки выделил Беларуси специальные права заимствования (SDR) на сумму более 900 миллионов долларов, стала самым большим поражением белорусской оппозиции с момента переизбрания Лукашенко. Она отчаянно пыталась этого не допустить. Павел Латушко и его так называемое Народное антикризисное управление (НАУ) развязали целую кампанию с целью не допустить выделения средств Беларуси.
Они обращались к руководству МВФ, призывали белорусов обращаться к руководству МВФ, призывали белорусскую диаспору обращаться к руководству МВФ. И продолжали твердить о скором падении «последней диктатуры Европы».
«Режим Лукашенко не получит миллиард, а доступ к SDR-счету Беларуси будет заблокирован — пока в стране не появится легитимное правительство. Но главное — отказ в доступе к ресурсам МВФ вызовет дефолт по еврооблигациям, выпущенным ранее на сумму $3,25 млрд. И это может стать ключевым фактором для падения режима», — писал Латушко в своем телеграм-канале.
Но произошло все с точностью до наоборот. 23 августа распределение средств МВФ официально вступило в силу.
Беларусь тоже получила свои 923 миллиона долларов в виде специальных прав заимствования. Грандиозная кампания Латушко с треском провалилась (хотя он настаивает, что борьба еще не окончена).
Открытым остается вопрос, сможет ли Беларусь конвертировать SDR в реальные деньги или рассчитаться ими по внешнему долгу.
Но этот транш уже оказал позитивное влияние на банковскую систему страны, укрепил ее устойчивость.
К тому же официальный Минск добился важной имиджевой победы.
«Эту ситуацию можно рассматривать как сигнал, что как минимум Нацбанк и Минфин в глазах международных финансовых организаций признаются вполне легитимными организациями, так как перечисление средств происходило на фоне довольно серьезной кампании противодействия оппозиции за рубежом», — отмечает академический директор Центра экономических исследований BEROC Катерина Борнукова.
Еще одним неприятным сюрпризом для Латушко стал отказ норвежской компании Yara разрывать контракты с «Беларуськалием».
Yara неоднократно заявляла, что готова это сделать, если белорусский производитель удобрений не прекратит нарушать права трудящихся, преследовать членов стачечного комитета и так далее.
В Сети появилась петиция, авторы который от имени народа Беларуси призывали норвежцев перейти к конкретным действиям: «Мы осознаем, что полностью приостановить ваше сотрудничество может казаться затруднительным. Однако просим вас помнить, что "Беларуськалий" является одним из основных источников финансирования самого Лукашенко наряду с ОМОН, КГБ и отрядами пыток, которые несут ответственность за незаконные задержания и заключения под стражу, изнасилования, пытки и преследование десятков тысяч человек по всей стране».
Наконец, лично Светлана Тихановская поехала рассказывать о демократии и правах человека гендиректору Yara Свайну Тору Гульсетеру. Ожидалось, что после этого «Беларуськалий» все-таки потеряет одного из своих главных партнеров в Европе.
Но Гульсетер заявил, что решение о дальнейшем присутствии Yara в Беларуси будет принято только к декабрю.
«Откладывать этот вопрос до декабря означает, что вы (Yara — прим. RuBaltic.Ru) считаете возможным, чтобы в Беларуси до декабря продолжались репрессии, чтобы до декабря белорусы и далее шли в тюрьмы, пока вы даете на это деньги диктаторам, чтобы происходили новые происшествия на "Беларуськалии" с пострадавшими среди рабочих, — возмущается Латушко. — Компания Yara, знайте о том, что мы считаем вашу позицию абсолютно нечестной и непорядочной. А вопрос о дальнейшем сотрудничестве с вашей компанией еще станет предметом отдельного обсуждения в новой Беларуси».
Почему окончательное решение норвежцы обещают принять именно в декабре? Вероятно, потому что в этом месяце заканчивается срок генеральной лицензии Минфина США на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия». Угроза вторичных санкций волнует Yara гораздо больше, чем этическая сторона сотрудничества с предприятиями «последнего диктатора Европы»...
Латушко, впрочем, использует довольно мягкие и дипломатичные формулировки.
В отличие от Валерия Цепкало, который не стесняется предъявлять претензии лично министру иностранных дел Германии Хайко Маасу.
На днях Цепкало рассказал, что еще в феврале этого года потребовал от главы МИД ФРГ отчитаться, куда тот направил 21 миллион евро. Эти деньги якобы предназначались для поддержки «белорусского гражданского общества», но прошли мимо Цепкало и его товарищей. «Если ты заявил, то покажи, кому ты выделяешь эти деньги, не стесняйся», — с такими словами лидер белорусской оппозиции обратился к Маасу на своем Ютуб-канале, поскольку ответа в письменной форме так и не дождался.
Далее он обвиняет министра иностранных дел Германии в том, что тот льет воду на мельницу Лукашенко: дескать, государственная пропаганда использует в своих целях новости о том, что беглые «змагары» получают от западных спонсоров миллионы евро.
За обвинениями последовали угрозы. «Я думаю, мы и их (немецких политиков — прим. RuBaltic.Ru) выведем на чистую воду», — заявляет Цепкало.
Только этого не хватало Ангеле Меркель! Хотела спокойно уйти на пенсию, а тут Цепкало угрожает подмочить ее репутацию громким коррупционным скандалом…
Видеообращение заканчивается откровенным хамством в адрес руководителей ФРГ: «Если вы что-то там заявляете, что вы говорите, мы готовы отчитаться. Но вы должны тоже отвечать за базар».
Этот пример наглядно демонстрирует степень деградации людей, которые представляют «новую Беларусь».
Обращаясь к федеральному правительству Германии, они считают нормальным использовать фразы из блатного лексикона.
В данном случае официальный Минск может только пожелать удачи Валерию Цепкало. Заставить Германию «отвечать за базар» — задача весьма амбициозная (особенно для беглых белорусских оппозиционеров). Будет интересно понаблюдать за ее выполнением.