В парламенте Эстонии проходят выборы президента страны. На их фоне главным эстонским ньюсмейкером в мире стала действующая глава государства Керсти Кальюлайд, отметившаяся рядом громких публичных выступлений. По выступлениям Кальюлайд можно судить, чего хочет «Старая Европа», которая является адресатом посланий президента Эстонии, связывающей продолжение политической карьеры с европейской поддержкой. «Старая Европа» хочет общую европейскую армию, а также держать Украину подальше от Евросоюза.
«ЕС каждый год встречается и обсуждает развитие оборонного потенциала стран-членов. Пятый год подряд мы сидим в Брюсселе и говорим, что страны Балтии, включая Эстонию, тратят более 2% ВВП, но у них по-прежнему нет, например, системы ПВО средней дальности. Разумно ли шестой год подряд признавать этот факт или все-таки создать механизм, с помощью которого эти затраты могут быть перераспределены», — заявила на прошлой неделе Керсти Кальюлайд и предложила создать систему противовоздушной обороны в Прибалтике.
Предложила, что особенно важно, не НАТО, а именно ЕС.
Президент Эстонии прозрачно дает понять, что из структурных фондов ЕС, идущих на дотации странам «Новой Европы», можно было бы финансировать общеевропейские Вооруженные силы.
«Есть одно место, где Европейский союз лучше, чем НАТО: перераспределение. Если ЕС хочет что-то сделать, он может использовать деньги Фонда сплочения», — считает Керсти Кальюлайд и далее выводит разговор на очень тонкий и опасный лед — тему стратегической автономии Европы и США. По ее мнению, «стратегическая автономия Европейского союза могла бы работать таким образом, чтобы ЕС мог организовать, например, одну операцию в Ливии без помощи НАТО и США».
То есть речь идет о создании на средства еврофондов единой европейской армии — давней навязчивой идее главных стран ЕС: Франции и Германии. Стратегическая автономия от США, которую дает такая армия, позволит «Единой Европе» проводить собственную внешнюю и оборонную политику без оглядки на Вашингтон.
В идее стратегической автономии заключена мечта Западной Европы: сформировать свой геополитический центр силы и избавиться, наконец, от унизительного состояния подмандатной территории США, которые так и не вывели оттуда оккупационные войска после Второй мировой войны.
Амбиции такого рода имеет не вся Европа, а именно Западная. «Ядро» Евросоюза, бывшие великие колониальные державы, которые в силу своего прошлого «властителей мира» не могут смириться с тем, что на стратегические решения об их безопасности и их будущем решающее влияние оказывает одна из бывших колоний на другой стороне Атлантики.
В Восточной Европе никаких комплексов по поводу ограниченного суверенитета и внешней зависимости не испытывают. Для той же Прибалтики ситуация, когда ее судьбу определяет кто-то другой, — норма жизни, и там не привыкли думать, что может быть по-другому.
Подчиненность Соединенным Штатам для стран Балтии не просто комфортна — они считают такое состояние идеальным для всей Европы. Поэтому идея общеевропейской армии вызывает плохо скрываемое раздражение американских сателлитов на восточных окраинах Евросоюза. Несколько лет назад, когда Франция с Германией пытались «качать» эту тему, им публично возразила тогдашняя президент Литвы Даля Грибаускайте: дублировать структуры НАТО в Европе — недопустимо!
В этом отношении Керсти Кальюлайд ведет себя не как типичный прибалтийский политик. По прибалтийским меркам ее точка зрения — эпатаж. Не меньший, чем ее же заявление о том, что Украине еще лет 20 не видать членства в Евросоюзе, а в НАТО ее возьмут только при полном восстановлении территориальной целостности, желательно путем мирных переговоров.
Слова президента Эстонии — отличная возможность посмотреть, что думает по ключевым вопросам мировой политики «Старая Европа», которая является подлинным адресатом посланий Кальюлайд.
Главой Эстонского государства нынешнюю президентку сделал не парламент и уж тем более не народ, а Брюссель. В 2016 году эстонские парламентарии несколько месяцев не могли определиться с кандидатурой нового президента страны. Тогда вмешался Евросоюз, который и направил им руководителя отдела аудита сельского хозяйства в Европейской счетной палате Керсти Кальюлайд.
Сейчас в эстонском парламенте опять президентские выборы. Шансы Кальюлайд переизбраться на второй срок минимальны, и ее дальнейшая карьера вновь зависит от Евросоюза. Брюссель может либо во второй раз навязать Кальюлайд в президенты, либо предложить ей должность в наднациональных структурах ЕС.
В любом случае пока еще президенту Эстонии нужно понравиться западным европейцам, которые заправляют в Еврокомиссии. Поэтому она говорит то, что должно понравиться немцам, французам, итальянцам, бельгийцам.
Украину и другие постсоветские республики рано брать в Евросоюз — время для этого не наступит еще лет двадцать. На Украине тотальная коррупция и не работает правосудие. Европе нужна единая армия, и системы ПВО в Прибалтике тогда можно будет развернуть средствами не НАТО, а Евросоюза.
Последний тезис — мощный сигнал для Москвы.
Русофобия и «сдерживание России» могут служить основой не только для стратегического доминирования США в Европе, но и для независимой от США Европы, которая будет строить на основе Евросоюза классическую империю и вооружать единую европейскую армию, используя для этого все тот же вечнозеленый миф о «русской угрозе».
В конце концов, русофобия не появилась в Европе вместе с американцами в конце Второй мировой войны. Она существовала там много столетий до высадки Эйзенхауэра в Нормандии и всегда использовалась как инструмент в политических целях.
Так и сейчас, рассуждая о системах ПВО в Прибалтике, глава Эстонии преследует свои личные карьерные цели. И ничто не помешает Европе, когда ей это будет выгодно, прибалтийской русофобии подыграть.