В Молдове не утихают споры по поводу визита заместителя главы Администрации президента России Дмитрия Козака в Кишинев. Сам факт этого визита называют чуть ли не сенсацией, хотя переговоры представителя Кремля с президентом Молдовы Майей Санду вряд ли стоит относить к неожиданностям. Было очевидно, что после прихода к власти в Молдове в результате досрочных выборов проевропейской партии PAS какие-то контакты между Москвой и Кишиневом обязательно произойдут. При этом было легко спрогнозировать и то, что молдавская сторона попытается осуществить подобные контакты с максимальным пиаром для новой власти, которая заигрывала с русскоязычной частью молдавского электората в ходе избирательной кампании.
Визит Дмитрия Козака в Кишинев не был целенаправленным — замглавы Администрации президента РФ посетил столицу Молдовы по пути из Женевы в Москву, выделив на это буквально три часа. То есть практически «завернул по дороге», и в этом обстоятельстве наверняка есть свой скрытый смысл. Очевидно, что визит был предпринят не для проведения важных переговоров и достижения каких-то знаковых договоренностей.
Правильнее всего оценивать его как подготовительный, для того чтобы обозначить основные темы и вопросы, по которым впоследствии будут взаимодействовать власти России и Молдовы.
Эта задача была полностью выполнена в ходе встречи Дмитрия Козака с Майей Санду и некоторыми членами Кабинета министров Молдовы. Принципиально нового ничего не было — круг вопросов, интересующих стороны, не изменился. Два блока — политический и экономический — обсуждались в ходе прошедшей встречи.
Политический блок традиционно включает приднестровский вопрос — окончательное урегулирование конфликта и обусловленный им вывод российского миротворческого контингента.
Кроме того, важное место в этом вопросе занимает проблема утилизации боеприпасов со склада в Колбасне, которые не подлежат вывозу из-за своего технического состояния. Склады также охраняются группой российских войск в Приднестровье.
Ранее Майя Санду делала ряд заявлений, в которых подчеркивалась необходимость вывода российских миротворцев или, как вариант, замены их на гражданский контингент международных наблюдателей.
Однако на встрече с Дмитрием Козаком подобные заявления не прозвучали. Со своей стороны Козак сообщил, что в ходе встречи получил просьбу от президента Молдовы оказать содействие в урегулировании приднестровской проблемы и связанной с ней утилизации боеприпасов, которые хранятся на территории непризнанной республики.
«Мы тоже заинтересованы в утилизации этих боеприпасов, срок годности которых истек и которые не подлежат транспортировке. Договорились об этом взаимодействии», — отметил Козак.
При этом он подчеркнул, что приднестровское урегулирование — внутреннее дело Молдовы.
Заявление о том, что Кишинев и Тирасполь должны самостоятельно искать варианты снятия напряженности и достижения окончательной и полной договоренности, Дмитрий Козак подтвердил еще раз в ходе общения с прессой. «Россия готова оказывать содействие в том, чтобы вы (Молдова и Приднестровье) договорились, не больше. Так же, как и было раньше. Мы не готовы выдвигать какие-то свои собственные условия урегулирования — это не наше, это ваше внутреннее дело», — подытожил замглавы Администрации президента РФ.
При этом Дмитрий Козак сообщил, что получил от Майи Санду заверения в том, что никакие меры по блокированию Приднестровья с молдавской стороны предприниматься не будут.
Вопросы экономического блока также были традиционны и хорошо известны обеим сторонам — контракт на поставку в Молдову российского природного газа и таможенные пошлины на импорт в Российскую Федерацию молдавской сельхозпродукции.
Вопрос поставок природного газа и заключения нового контракта в нынешней ситуации стоит перед молдавскими властями особенно остро.
Сокращение транзита природного газа через территорию Украины в связи с запуском «Турецкого потока» и намечающимся вступлением в рабочий режим «Северного потока — 2» непосредственно отразится на Молдове, которая ранее получала этот вид топлива только через своего восточного соседа.
Поставки российского газа через Румынию из газопровода «Турецкий поток» очевидно и значительно увеличат «плечо доставки» и таким образом приведут к увеличению цены. Но и этот вариант пока не может использоваться — построенный газопровод Яссы — Унгены не сможет полностью обеспечить потребности страны, и, кроме этого, для его полноценной работы необходимо установить еще ряд газовых станций.
Учитывая, что все эти проблемы усугубляются ростом биржевых цен на природный газ, Молдову ждет значительное повышение цен на этот вид топлива. По оценкам экспертов компании «Молдовагаз», цены могут вырасти на 30%. Подобная ситуация неизбежно повлечет за собой повышение цен на электроэнергию, которая в основном вырабатывается на Молдавской ГРЭС за счет сжигания газа, и далее, по цепочке, на все остальные товары и продукты питания.
Это, в свою очередь, приведет к тому, что кредит доверия новой власти в Молдове может очень быстро иссякнуть.
«Мы обсудили вопросы двусторонних отношений, не обсуждая детали. Что касается цен на газ, необходим диалог, необходимо взаимовыгодное решение по этому вопросу. Никто никому не должен делать подарки, но и никто никого не должен ущемлять. И мы будем продолжать переговоры», — сказал Дмитрий Козак. По словам российского представителя, в настоящее время обсуждается вопрос подписания нового договора на поставку российского газа, так как срок договора «Газпрома» с «Молдовагазом» истекает осенью.
Что касается вопроса таможенных пошлин на импорт молдавской сельхозпродукции в Россию, то и здесь с российской стороны также подтвердили готовность снять барьеры, появившиеся после того, как в 2014 году Молдова подписала с ЕС Соглашение об ассоциации и создании зоны свободной торговли. Опасаясь реэкспорта европейских товаров, Россия ввела пошлины и ужесточила контроль за качеством молдавской продукции. Позже было достигнуто соглашение о временном снятии этих пошлин, но на данный момент срок подобного соглашения истек.
Примечательны при этом два факта. Первый — во встрече с Дмитрием Козаком не приняла участия новый премьер-министр Наталья Гаврилица, хотя обсуждавшиеся вопросы касаются непосредственно ее компетенции.
И второе — в данный момент на рассмотрении парламента находятся поправки в Таможенный кодекс Республики Молдова, которые никак не способствуют нормализации торгово-экономического сотрудничества между Молдовой и Российской Федерацией и могут поставить под вопрос достигнутые с Козаком договоренности о снятии ограничений в двусторонней торговле.
Документ будет доработан и утвержден в ближайшее время в третьем, окончательном чтении до завершения нынешней специальной сессии парламента. Утверждение этого кодекса является одним из обязательств Республики Молдова в рамках Соглашения об ассоциации, а также условием для получения второго транша макрофинансовой помощи ЕС.
Таким образом, за внешней стороной новой молдавской власти, которая ждет от Москвы конструктивного подхода и взаимовыгодного сотрудничества, скрывается некая «параллельная реальность».
В этой реальности предпринимаются шаги и принимаются законодательные акты, несовместимые с этим самым конструктивным подходом, который, в свою очередь, также должен демонстрировать официальный Кишинев.
Кроме этого, новой власти в лице партии PAS придется учитывать критику со стороны других проевропейских партий, которые не прошли в парламент по результатам выборов. Для этих политформирований правящая партия будет теперь постоянным объектом критики за недостаточно «проевропейский» курс, и любые контакты новой власти с официальными представителями Российской Федерации станут поводом для атак.
Визит Дмитрия Козака подтвердил готовность соперников PAS на правом фланге использовать каждую возможность для того, чтобы напомнить о своем существовании.
В частности, вице-председатель партии Платформа DA, бывшего партнера PAS по избирательному блоку, Александр Слусарь раскритиковал слова Дмитрия Козака о том, что «приднестровский конфликт — это внутренняя проблема Республики Молдова, и Россия может участвовать в этом вопросе только с помощью советов».
«Вчера мы ждали реакции наших официальных лиц на ошибочное заявление Козака, согласно которому приднестровский конфликт является внутренней проблемой Республики Молдова, и Российская Федерация не имеет к этому никакого отношения. Также он повторил тезис о гражданской войне 1991–1992 годов. Российскому официальному лицу остается сказать, что российская армия и огромное количество боеприпасов необходимы в Приднестровье для поддержания мира», — прокомментировал заявление Козака Слусарь.
Подобные заявления отдельных лиц, которых уже даже сложно назвать политиками, поскольку их политические партии после досрочных парламентских выборов «вошли в крутое пике», тем не менее будут создавать определенный фон. Этот фон не может не повлиять на настроения в молдавском обществе и будет ограничивать проведение вменяемой политики со стороны новой власти в Молдове, и без того не настроенной на конструктивное развитие отношений с Россией.
В целом визит Дмитрия Козака является, безусловно, позитивным событием в межгосударственных отношениях Молдовы и России.
Однако прежде всего это был визит, направленный на уточнение позиций нового руководства Республики Молдова и подтверждение готовности России выполнять прежние договоренности между двумя странами.
Учитывая то, что для развития отношений и выхода их на новый уровень необходима демонстрация аналогичной готовности со стороны официального Кишинева, Майе Санду и новому правительству Молдовы необходимо продемонстрировать российскому руководству взвешенный и адекватный подход. Мяч на стороне Кишинева!