Китай задался целью показательно наказать Литву за враждебность, продемонстрировав всей Европе на одном конкретном примере, что бывает с теми странами, которые выбирают антикитайскую политику. Вслед за прекращением грузового железнодорожного сообщения между Китаем и Литвой Поднебесная начала закрывать свой рынок для литовского экспорта. Литовские производители в панике: именно Китай им указывали в качестве главного альтернативного рынка после того, как из-за русофобии литовской власти и развязанной ею войны санкций для Литвы стал закрываться традиционный главный рынок сбыта — Россия.
«Китайские партнеры пользуются любым поводом для расторжения отношений», — жалуется президент Литовской ассоциации переработчиков и экспортеров зерновых, глава Agrokoncerno grūdai Каролис Шимас.
По словам Шимаса, деловые отношения с самой большой экономикой мира у литовских аграриев ухудшаются уже больше года.
То есть с того времени, когда литовское правительство резко поменяло свой курс по отношению к Поднебесной и от попыток заигрывания с Пекином, приемов в Вильнюсе китайских коммунистов и ответных визитов в Китай перешло к вызывающей антикитайской политике.
Последствия не замедлили сказаться. «Китайцы нигде не хотят видеть литовские компании», — говорит директор торгующей древесиной компании Medvita Арунас Залецкис. Бизнесмен признается, что планирует бизнес-эмиграцию своего предприятия из Литвы, потому что 99% его продукции шло на экспорт в Китай, а теперь продажи остановились, так как китайцы больше не хотят работать с литовцами.
Напрямую связывает с политикой проблемы своего производства директор молочного комбината Vilkyškių pieninė Гинтарас Берташюс. Если раньше Литовское государство поощряло экспорт в Китай их молочной продукции, а китайцы охотно ее потребляли, то теперь нет ни первого, ни второго. «Наш экспорт останавливается, это факт», — признается Берташюс.
Случай с молочной продукцией особенно интересен, потому что в нем экономика наиболее тесно переплетается с литовской идеологией и внешней политикой. Традиционный главный рынок сбыта для литовской «молочки» всегда был один — Россия. После того, как литовская власть своей невменяемой антироссийской политикой добилась в Евросоюзе войны санкций и контрсанкций, этот рынок закрылся. Тогдашний президент Литвы Даля Грибаускайте в том роковом для литовской «молочки» 2014 году риторически вопрошала у посла России в Литве: вы тут еще не подавились литовским молоком?
Спустя 7 лет подавиться своим молоком Литве предлагает Китай, которым литовские политики много лет обещали своим молочникам заместить выпавший российский рынок.
Еще в 2018 году Даля Грибаускайте посещала Шанхай, где на сельскохозяйственной выставке расхваливала вкусовые качества литовских ряженки и сметаны. Всячески подчеркивалось, что на России свет клином не сошелся, для Литвы всегда найдутся альтернативные рынки сбыта, и полуторамиллиардный Китай — самый перспективный из них.
Чтобы этот рынок заполучить, Литва даже шла на нарушение блоковой дисциплины и собственных догм. В Вильнюсе принимали китайских коммунистов — носителей запрещенной в Литве «преступной идеологии», а ряженку китайским товарищам Даля Грибаускайте нахваливала в те дни, когда Восточную Европу инспектировал помощник госсекретаря США по Европе и Евразии, который строго-настрого предупреждал американских союзников в Европе: не иметь никаких дел с Китаем!
Теперь выясняется, что все те усилия — псу под хвост. И дело оказалось не в Китае, как ранее оно было не в России. Дело в самой Литве и ее невменяемой внешней политике.
За каких-то полтора года литовские политики, не отказываясь от расчетов на китайский транзит, китайские инвестиции в инфраструктуру Клайпедского порта и экспорт в Китай, сделали Литву флагманом антикитайской политики Евросоюза, провозгласили борьбу с «геноцидом уйгуров» и открыли в Вильнюсе официальное представительство Тайваня.
В результате Китай решил устроить Литве показательную порку и на примере одной небольшой страны показать всей Европе, как с ним не надо себя вести.
Посол КНР из Литвы отозван. Против литовских авторов антикитайской резолюции в Европарламенте введены санкции. На прошлой неделе Пекин приостановил грузовой железнодорожный транзит в Литву.
Теперь выясняется, что у литовских экспортеров фиаско в отношениях с Китаем. Завтра, глядишь, выяснится, что все инвестиционные проекты в Литве с участием КНР заморожены.
Руководители Литвы, привыкшие к тому, что максимум российской реакции на их антироссийские выпады — это саркастический комментарий Марии Захаровой, к жесткому ответу Пекина оказались явно не готовы.
Китай сегодня не просто показывает Москве, как надо вести себя с враждебно настроенными режимами, — он предлагает России совместно отпинать литовскую «шавку», чтобы впредь знала, на кого нельзя гавкать.
«Китаю и России необходимо вместе нанести сильный удар по одной или двум шавкам США в качестве предупреждения другим странам. Китай не должен позволять нескольким союзникам США провоцировать Китай и Россию, нарушая основополагающий принцип международных отношений», — пишет рупор китайской Компартии Global Times о Литве, которая, по мнению китайцев, «сошла с ума».
Литовская власть на такие призывы из Поднебесной реагирует так, как и положено шавке. То есть скулит. Глава МИД Литвы уже неоднократно выражал надежду на возвращение китайского посла в Вильнюс, обещал работать над восстановлением отношений, и вообще — может, не надо?
В ответ из Пекина — суровое: «Надо, Федя. Надо!»