В новом дипломатическом конфликте Польши с Израилем из западных союзников Варшаву не поддержал никто. Это уже не первый случай, когда Польша попадает на Западе в ситуацию тотального бойкота. При этом и на Востоке дела не лучше: с ним Варшава почти не работает, бросая основные дипломатические усилия на Запад и его сферу влияния. Польша сама себя превращает в изгоя глобальной политики.
Президент Анджей Дуда подписал закон, который ограничивает право евреев на возвращение собственности, отобранной у них в годы нацистской оккупации Польши во время Второй мировой войны. Теперь пострадавшие от Холокоста евреи и их потомки не смогут подавать иски об утрате имущества и требовать ее реституции.
«Сегодня я принял решение по законопроекту, который в последние месяцы был предметом оживленных и громких дебатов в стране и за рубежом», — прокомментировал Дуда подписанные поправки к Административному кодексу.
Слова о «спорах за рубежом» — ключевые.
На Западе стремление Польши ограничить пострадавших от Холокоста в компенсациях вызвали единодушное осуждение.
«Споры за рубежом» — это споры с Польшей с требованиями не делать этого шага.
Самое большое негодование выразил, конечно, Израиль, который сразу отозвал из Варшавы посла. На риторику в Тель-Авиве не поскупились. «Сегодня Польша стала антидемократической и нелиберальной страной, которая не чтит величайшую трагедию в истории человечества», — подчеркнул министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, заявивший, что парламент Польши принял, а президент подписал антисемитский закон.
Такая реакция Израиля едва ли для кого-то из поляков стала неожиданностью, но многих по-настоящему задело, что Варшаву в дипломатическом конфликте с Тель-Авивом не поддержал почти никто. Союзники по НАТО и ЕС по умолчанию согласились с Яиром Лапидом, что Польша — страна нелиберальная и антидемократическая — приняла антисемитский закон.
В Варшаве уже не в первый раз сталкиваются с неприятным ощущением международного бойкота и тотального неприятия современной Польши на Западе.
Предыдущий раз был меньше года назад — с историей вокруг запрета абортов. Тогда к консервативным католическим ценностям поляков с пониманием относились на международной арене разве что такие экзотические игроки, как еще не пришедшее к власти в Афганистане движение «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация — прим. RuBaltic.Ru). Но мнение таких персонажей, как исламские фанатики, для Варшавы нереферентно, а европейцы с американцами дружно оценили польскую борьбу с абортами как средневековую дикость.
В сюжете с Холокостом польское руководство так же наступает на старые грабли. Три года назад Польша уже столкнулась со всеобщим осуждением из-за поправок к закону об Институте исторической памяти, прозванному в прессе законом о Холокосте. Поправки предполагали уголовную ответственность за утверждения о причастности польского народа к геноциду евреев во время нацистской оккупации Польши.
Тогда Варшава в своем стремлении судить за выражение «польские концлагеря» тоже осталась совсем одна. И в итоге вынуждена была пойти на попятный после жесткого указания из США: отказаться от пункта об уголовном преследовании.
Сегодня США так же далеки от нейтралитета в польско-израильском конфликте, не говоря уже о поддержке союзника по НАТО. Госсекретарь Энтони Блинкен призвал Анджея Дуду не подписывать скандальные поправки к Административному кодексу, однако в этот раз Дуда, что называется, «забросил чепец за мельницу». Видимо, в Бельведерском дворце так и не простили предательство Джозефа Байдена с «Северным потоком — 2».
С нынешней американской администрацией у Варшавы дела вообще не заладились.
Причем еще до того, как та пришла в Белый дом. Год назад кандидат в президенты США Джозеф Байден поставил польскую правящую партию «Право и справедливость» Ярослава Качиньского на одну доску с президентом Беларуси Александром Лукашенко, упомянув Польшу среди «автократий Восточной Европы».
С тех пор все пошло наперекосяк.
За один месяц у Варшавы уже два строгих внушения от Вашингтона. Госдеп раскритиковал польских союзников еще и за новый закон о СМИ, который запрещает вещание в Польше медиа с иностранными собственниками. Все понимают, что адресат этого закона — оппозиционный телеканал TVN, принадлежащий американцам.
Польские правые вспоминают «благословенные» времена Дональда Трампа, когда Польшу считали главным союзником США в Европе и не пренебрегали ее интересами ради Германии. Хотя и тогда у Варшавы и Вашингтона не все было гладко.
«Закон о Холокосте» Польшу заставила отменить администрация Трампа, и именно 45-й президент США подписал знаменитый закон №447 «Правосудие для выживших», по которому Польша «влетала» на 65 миллиардов долларов компенсаций евреям, пострадавшим от Холокоста.
Так что в Вашингтоне по поводу польско-израильских споров царит двухпартийный консенсус.
Израиль кругом прав, евреи — самый пострадавший народ во Второй мировой войне, а Варшава ведет себя плохо.
Такое же единодушие царит и в Европе, причем не только по «еврейскому», но и по всем остальным ключевым вопросам. Запрет абортов, правила вещания СМИ, «свободные от ЛГБТ» города — команду Ярослава Качиньского поддерживают разве что маловлиятельные экзоты вроде премьера Венгрии Виктора Орбана, а «старые европейцы» дружно воротят нос.
Максимум поддержки от большинства соседей по региону — не замечать идеологических трений Польши с американцами и Старой Европой. При этом если конфликт Варшавы с США будет нарастать, разумеется, американские сателлиты вроде Украины или стран Балтии встанут на сторону США.
Что касается остального мира, не входящего в НАТО и не тяготеющего к подчинению Западу, то работа с ним — безнадежно отстающее направление польской дипломатии. Внешняя политика Третьей Речи Посполитой — порождение однополярного мира — молится на Америку, как на Единого Бога.
В результате Польша неуклонно идет к тому, чтобы получить статус изгоя глобальной политики.
Ирония судьбы в том, что это тот самый статус, которым Варшава много лет мечтала наделить Россию. Однако Россия — не та страна, которую можно наказать за суверенную политику международной изоляцией. С ней волей-неволей приходится иметь дело.
А вот наказать Польшу у Евросоюза и США сил вполне хватит.