Ужесточение социальных ограничений для лиц, не привитых от COVID-19, стало катализатором политического взрыва в Литве. Такая же взрывоопасная ситуация назревает сейчас в Латвии, где власти тоже подумывают принуждать население к вакцинации.
Летом общественные страсти обычно утихают, но под осень разгораются снова. Есть в политике одна штука, которую я попробую сформулировать так: сказав, что сделаешь «а», думай, как сделать так, чтобы все подумали, что ты сделал «а». Иными словами, надо уметь отвечать за свои слова. Министры образования у нас меняются, как перчатки на руках у лакея. Это стародавняя латвийская традиция. Что поделать — самое слабое звено.
Очередная, …дцатая по счету министр Анита Муйжниеце в начале лета клятвенно заверила: уж я-то добьюсь, чтобы все вернулись в школу. Это обещание прозвучало как плохо закамуфлированная угроза.
Конечно же, у людей возник вопрос: как? Прививка — это, наверное, здорово, да вот только противников у такой меры предостаточно, в том числе среди педагогов, школьных работников, студентов и старшеклассников.
И здесь не стоит спешить с размаха швырять камень в огород «антиваксеров», а следует разобраться — почему так происходит, что огромный процент школьных учителей в Латвии не хочет вакцинироваться от COVID-19. Первая и самая главная причина — возрастной фактор. Многие учителя немолоды, у них достаточно проблем со здоровьем. А тут вакцина, вторжение в тело, серьезное испытание.
Не секрет, что в латвийских школах немало учителей предпенсионного возраста в принципе не прочь досрочно сложить полномочия.
Не все, но многие. А тут закон (правда, пока еще не принятый) о том, что с начала октября работодатель будет «вправе увольнять» непривитых учителей. Не самый ли подходящий повод уйти на заслуженный отдых? Притом уйти красиво и заранее. Отсюда, кстати, и серьезная угроза нехватки педагогического состава к первому сентября. Далеко не все учителя будут покорно дожидаться первого октября. Другой фактор, актуальный для многих категорий населения, — отсутствие возможности выбора. Да, предложенные латвийцам вакцины в целом хороши. Однако, как говорил персонаж искрометной комедии «В джазе только девушки», у каждого свои недостатки.
Все препараты — продукты могучих и влиятельных американских фарм-корпораций, и за каждым тянется шлейф историй о том, как «кому-то стало плохо после прививки».
Такие истории типичны для всех вакцин мира. Однако на впечатлительную латвийскую аудиторию они воздействуют особенным образом. Но есть и другая сторона. Российские СМИ, которые с удовольствием смотрит латвийская аудитория, рассказывают о преимуществах вакцины «Спутник V», которую по-прежнему не одобряет всесильный еврорегулятор. И вряд ли ее применение будет разрешено в странах — членах ЕС.
Это вызывает недовольство определенной группы людей, которые без раздумий привились бы российской вакциной, будь она доступна в Латвии.
Третье — общее отношение к прививкам. Тут надо упомянуть многолетнюю традицию воспитания народных масс в духе «антивакцинности». Ведь уже с давних пор модно утверждать во всеуслышание, что вакцина — ничто. Главное — популяционный иммунитет и естественный отбор, которые все расставят по своим местам.
Притом эти вещи говорит не дядя Вася / дядя Янис из соседнего подъезда, а самое авторитетное светило медицинской науки, лауреат сотен премий и популярный блогер, число подписчиков которого растет как грибы после дождя. И вот общественное мненье, повторим мы вслед за Чацким. Такое вот горе от ума наоборот.
Так вышло, что в нашем обществе выросло целое поколение прогрессивных мамочек и папочек, которые считают, что их детям вообще можно обойтись без базового набора прививок.
И безоговорочно винить их в этом не стоит. Скорее, претензии надо предъявлять законодателям, которые за годы протирания штанов в парламентах постсоветских стран не удосужились принять закон, криминализующий антивакцинную пропаганду в открытых источниках. И до сих пор не спешат это делать.
Хотя практика показывает — давно пора. Иначе (анти)вакцинный вопрос грозит перерасти в гражданскую войну, которая поначалу будет протекать (уже протекает) в виртуальном формате, но пройдет немного времени — и она станет частью нашей офлайн-реальности. Манифестации и митинги «ваксеров» неизбежно перехлестнутся с демонстрациями «антиваксеров». И тогда пойдет по-настоящему… Здесь стоит задать философский вопрос: отчего возможны социальные волнения?
Во все времена они возможны по причине отсутствия твердой руки. И холодного ума, не желающего принимать на себя ответственность за собственную линию поведения.
Нет среди политиков республик Прибалтики человека, который готов примерить на себя френч в стиле латиноамериканских генералов-путчистов и выступить с экрана — нет, не с призывом, а с констатацией: надо идти и подставлять плечо, и это единственный выход. И добавить: свободный выбор вакцин будет. Мы согласны ввозить в Латвию «Спутник V». Все ради вашего здоровья и вашей безопасности. Мы вас любим, но сейчас настало время эпохальных решений.
Тональность может быть пожестче или помягче. Главное — посыл. Пока же разговор правительства и народонаселения в Латвии напоминает общение слепого с глухим.
Власти сами себя загнали в положение, когда риск потери лица существенно увеличивается.
Цугцванг усугубляется тем, что профсоюзы учителей, обходя вопрос целесообразности вакцинации, официально выступают против принуждения и насилия как такового.
И если окажется, что учителей к началу учебного года реально будет не хватать, то систему образования в Латвии настигнет по-настоящему системный кризис. По сравнению с которым предыдущие покажутся цветочками.
А все к этому постепенно движется. И если так, то правительству все же придется идти на попятный. А это чревато имиджевым уроном. К тому же оппозиционные парламентские силы выступают за вынесение вопроса о вакцинации на всенародный референдум. Противники правительства Кариньша уже предприняли штурм Сейма и продемонстрировали решимость сражаться до конца. При этом оппозиции по сути нечего терять.
Например, «Согласию» и СЗК отчаянно нужны голоса, а новой партии Алдиса Гобземса «Закон и порядок» отчаянно нужна раскрутка. Ведь следующие парламентские выборы должны состояться в будущем году.
Нерешительность кабинета министров и жесткость ограничительных мер по отношению к тем, кто не желает прививаться, — отличный повод для оппозиции побороться за симпатии протестного электората. Старая политологическая классика.
Но одно то, что правительство Латвии допустило такую ситуацию, свидетельствует о крайне неудачной стратегии общения с людьми.
Способны ли латвийские власти анализировать допущенные ошибки, мужественно признавать их и исправлять, узнаем уже скоро.