×
Политика Политика

Молдова при новой власти идет к статусу колонии Запада

Источник изображения: ehomd.info

Приход к власти в Молдове прозападной партии PAS ознаменовал собой новую попытку Запада взять под полный контроль эту страну. Подобная попытка является не первой по счету — аналогичные цели преследовали и события июля 2009 года, когда после массовых беспорядков в Кишиневе, в ходе которых разгромили здания администрации президента и парламента, были проведены повторные парламентские выборы, и к власти пришла проевропейская коалиция. Тогда результаты деятельности политиков «европейского выбора» оказались плачевны. Сейчас — вторая попытка.

В прошлый раз ставка, которую делал тогда на коалицию коллективный Запад, себя не оправдала, и в итоге власть в Молдове трансформировалась в олигархический режим Плахотнюка.

Очередная попытка полностью перевести Молдову под внешнее управление на этот раз предпринята при помощи политической партии, созданной на основе представителей многочисленных НПО Молдовы.

Эта попытка увенчалась полным успехом — все ветви власти оказались под контролем представителей PAS. Процесс захвата власти начался с победы на президентских выборах в конце 2020 года председателя этой партии Майи Санду. После занятия высшего государственного поста перед ней встала задача переформатирования состава парламента, в котором проевропейские партии находились в оппозиции.

Задача была выполнена с помощью ряда «нестандартных» решений, принятых Конституционным судом Молдовы, и в результате «неудобный» парламент был распущен. Победу партии PAS на досрочных парламентских выборах нельзя назвать неожиданной — слишком много ошибок было допущено их политическими оппонентами из Партии социалистов, что в итоге и привело к тому, что на сегодняшний день PAS имеет в парламенте большинство голосов и свое правительство.

Таким образом, одна проевропейская партия единолично контролирует все (точнее, почти все, но об этом далее) ветви власти в Республике Молдова.

Теперь о том, что необходимо сделать пришедшим к власти представителям НПО для того, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу: полностью включить элемент под названием «Республика Молдова» в матрицу влияния коллективного Запада.

Возвращаясь к той самой проевропейской коалиции 2009 года, необходимо отметить, что ее трансформация в олигархический режим лидера Демократической партии Молдовы Плахотнюка, режим, который реально контролировал все ветви власти и все возможные «входы-выходы», была отнюдь не случайной. Тогда при создании коалиции произошел банальный раздел власти, при котором менее умные и менее прозорливые участники, такие как лидер Либеральной партии Гимпу и лидер Либерально-демократической партии Филат, получили под свой контроль наиболее «хлебные» ведомства — Таможенный комитет, Налоговую службу, Министерство транспорта и инфраструктуры, Министерство экономики, Министерство финансов и прочие.

И только третий участник коалиции — Плахотнюк — понимал, что реальную власть в стране дает контроль над юстицией.

Уступив поначалу ведомства, позволяющие разворовывать бюджетные средства и «пилить» предоставляемые Западом кредиты, Плахотнюк получил возможность поставить своего человека на должность генерального прокурора Молдовы и обеспечить наполнение органов прокуратуры своими людьми. А уже после этого можно было спокойно разобраться с «партнерами» по коалиции.

В результате лидер ЛДПМ Филат был осужден по обвинению в коррупции, а представители Либеральной партии были потихоньку вытеснены из всех министерств, и на очередных выборах эта партия вообще не прошла в парламент. Партия же Плахотнюка путем переманивания в свои ряды депутатов из других парламентских фракций достаточно быстро стала в Молдове доминирующей политической силой. Но реальным фактором, обеспечившим создание олигархического режима, по-прежнему оставался контроль над системой юстиции и прокуратурой.

Майя Санду, начинавшая свою политическую карьеру в той самой Либерально-демократической партии Филата и даже получившая пост министра образования в его правительстве, очевидно, усвоила этот урок. Сама ли она поняла необходимость контроля над юстицией или ей это подсказали западные советники — не так уж важно.

Однако на сегодняшний день основные усилия нового парламента, в котором доминируют представители PAS, направлены на то, чтобы добиться отставки нынешнего генерального прокурора Александра Стояногло, который был назначен на эту должность в результате конкурса, проведенного после прихода к власти в 2019 году коалиции Партии социалистов и проевропейских PAS и Платформа DA.

Эта кандидатура уже тогда не устраивала Майю Санду, которая продвигала на этот пост Штефана Глигора, одного из представителей НПО, создавшего и возглавившего позже Партию перемен. Ну а теперь независимая позиция генерального прокурора Стояногло, который имеет мандат до 2026 года, является серьезной помехой в осуществлении ее планов. Именно поэтому наибольшая активность депутатов PAS сейчас направлена на оказание давления на генерального прокурора.

Ряд депутатов правящей партии регулярно делает заявления в СМИ и социальных сетях о том, что Стояногло не справляется со своими обязанностями и результатов его деятельности не видно. Это красиво укладывается в популистскую линию правящей партии о необходимости «реформы юстиции» и «борьбы с коррупцией».

Одним из первых законопроектов, которые представители PAS зарегистрировали в новом парламенте, является проект внесения изменений в закон о прокуратуре, который даст возможность «оценивать результаты деятельности генерального прокурора» и в зависимости от этой оценки предоставит возможность отправить его в отставку. Этот законопроект вызвал критику даже со стороны отдельных прозападных НПО, представители которых заявили, что ситуация, когда партия меняет законодательство под свои интересы, несовместима с демократией.

При этом многие эксперты отметили, что само представление вчерашних НПО-шников о принципах верховенства закона оказалось абсолютно непрофессиональным.

Законопроект, внесенный в парламент новоиспеченным министром юстиции Литвиненко, который по совместительству является одним из вице-председателей PAS, предложен исключительно для снятия действующего генерального прокурора, и его автор даже не скрывает этого.

В то же время Александр Стояногло постоянно критикуется как президентом Майей Санду, так и премьером Натальей Гаврилица. То есть открыто нарушаются базовые принципы разделения властей и независимости системы прокуратуры.

Генеральная прокуратура, в свою очередь, ответила на растущую критику со стороны всех остальных органов власти, уже контролируемых Майей Санду: «Уровень понимания нынешней властью принципов верховенства закона неожиданно низок. Мы не видим смысла что-то еще комментировать. Ответ прокуратуры на любые посягательства на ее институциональную и процедурную независимость пропорционален тяжести таких атак». Однако, имея за спиной практически безоговорочную поддержку в лице контролируемого Конституционного суда, правящая партия выглядит фаворитом в этом столкновении.

Очевидно, что контроль над прокуратурой и судебной системой необходим Майе Санду и PAS для зачистки политического поля страны.

Причем речь идет не только о левых, пророссийских политических силах, но и об обеспечении монополии на правом проевропейском фланге. Ясно, что с выполнением многочисленных обещаний, щедро раздаваемых в период избирательной кампании, возникнут серьезные проблемы. Поэтому одна из главных целей PAS — переформатировать политический ландшафт страны таким образом, чтобы на следующих выборах, даже если избиратели не захотят снова голосовать за них, голосовать было просто не за кого.

Аналогичная политическая стратегия уже применяется на соседней Украине, где практически подавлены малейшие попытки создать конкурента партии президента Зеленского, рейтинги которой стремительно падают. И это не единственные процессы, которые в Молдове планируется осуществить по «украинской кальке», которая повторяется вплоть до мелочей, как, например, создание в новом правительстве должности вице-премьера по «цифровизации».

Сейчас уже мало у кого возникают сомнения по поводу того, что в случае получения правящей партией контроля над прокуратурой и судебной системой Молдова вернется во времена «захваченного государства», как это было при режиме Плахотнюка.

Очевидно, что, занимаясь исключительно проблемами концентрации власти в руках одной партии, функционерам PAS будет не до решения действительно острых и актуальных проблем населения и развития страны. Однако отдельные вопросы, которые являются залогом политического выживания, в ближайшее время решать все-таки придется.

В первую очередь это вопрос заключения нового контракта на поставку природного газа в Молдову. Не менее острыми и актуальными являются вопросы поставки молдавской сельхозпродукции на российский рынок и, конечно, вопрос нормализации ситуации вокруг Приднестровья.

Именно эти вопросы обсуждались во время рабочего визита заместителя главы администрации президента России Дмитрия Козака в Кишинев в минувший четверг. Подробная информация о ходе прошедших переговоров с Майей Санду не оглашалась, но из того, что стало известно, можно сделать вывод о том, что Россия не хотела бы понижать отношения с Молдовой до того уровня, на котором находятся отношения между Россией и Украиной.

В свою очередь, молдавскому руководству для решения своих проблем, которые «завязаны» на Россию, придется отказаться от продолжения линии поведения, обозначенной в договоре о создании «Ассоциативного трио» и Батумской декларации, а также от попыток давления на Приднестровье.

Для Майи Санду это чревато не только недовольством западных кураторов, но и негативной реакцией определенной части политического класса Молдовы, в том числе и в партии PAS.

Проведение подобной политики в сложившихся обстоятельствах не представляется возможным в долгосрочной перспективе. Поэтому заявления представителей PAS о том, что у них впереди 4 года спокойного пребывания у власти до следующих очередных парламентских выборов, воспринимается большинством экспертов крайне скептически.

Правительству Натальи Гаврилица этими экспертами отводится срок не более года, а действующему парламенту — до двух лет.

Тем не менее в существующей ситуации и этого срока вполне достаточно, чтобы внести такое количество изменений в законодательство, которое в корне изменит страну и превратит ее в реальную колонию Запада. Молдова с новой властью уверенно продвигается к этому статусу.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Майя Санду избегает брать на себя ответственность за ситуацию в Молдове
7 августа 2021
После оглашения результатов парламентских выборов в Молдове новая власть в лице партии «Действие и солидарность» (PAS) президента страны Майи Санду далеко не сразу приступила к тем «архиважным», по ее мнению, задачам, которые с таким пафосом озвучивались в ходе избирательной кампании.
Зачем президент Молдавии добивается встречи с Путиным?
31 июля 2021
Острота и важность геополитического фактора в молдавской политике после победы на парламентских выборах в Молдавии правой проевропейской партии PAS никуда не делась и продолжает играть важную роль. Это подтверждает и главная победительница прошедших выборов — президент республики Майя Санду, которая упорно выражает желание встретиться с президентом России Владимиром Путиным.
Спецпредставитель Путина обсудил с президентом Молдовы проблемы Приднестровья
11 августа 2021
Заместитель руководителя администрации президента России Дмитрий Козак в Кишиневе встретился с президентом Молдовы Майей Санду.
Уличенный в домогательствах посол Молдовы в РФ отправлен в отставку
9 августа 2021
Правительство Молдовы отправило в отставку посла в России Владимира Головатюка после обвинений в сексуальных домогательствах к сотруднице дипмиссии.
Новости партнёров