Литовские власти два месяца миграционного кризиса вели себя, словно курица, бегущая по двору с отрубленной головой. Своим поведением они показали фатальную неспособность к управлению в кризисных ситуациях, а над их антикризисными решениями хохотали все наблюдатели. Аналитический портал RuBaltic.Ru составил свой рейтинг глупостей, которые за минувшие недели совершило руководство Литвы.
5 место
Размещение мигрантов втайне от местных
После того, как местные жители начали выходить на митинги и блокировать дороги, протестуя против размещения у них непрошеных «гостей» из Азии и Африки, литовские власти не придумали ничего умнее, как засекретить места пребывания мигрантов. Арабов и африканцев додумались перевозить во временные лагеря размещения по ночам, пряча от видеокамер и населения.
С учетом ранее анонсированного плана построить палаточный городок на 40 тысяч мигрантов перспектива засекречивания местонахождения такого городка выглядела впечатляюще.
Власти Литвы рассчитывали скрыть от местных целый новый райцентр, причем довольно крупных для этой страны размеров. Вероятность того, что литовцы этот арабский город не обнаружат, была примерно такой же, как вероятность того, что арабов удастся в нем удержать.
То есть равной нулю.
4 место
Намеки на нелояльность местного населения
В условиях охватившей юго-восток Литвы паники из-за нашествия инородцев руководство страны додумалось объяснять естественное возмущение населения нелояльностью и антигосударственной деятельностью.
«Эти действия были хорошо организованны. Как известно, среди участников протеста большая часть была не местными жителями, а людьми пришлыми. Хорошо спланированная, хорошо организованная акция против государства», — заявила министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте о попытках местных заблокировать дороги и не пускать к себе грузовики с арабами.
В результате этого заявления по Литве пошли разговоры, что на юго-востоке страны проживают в основном этнические поляки, и протестуют они, потому что выступают против Литвы.
Несмотря на очевидную глупость таких предположений, они в ходу до сих пор. Сколько лидер литовских поляков Вальдемар Томашевский ни оправдывался, что его партия никаких митингов не организовывала, ему все равно припоминают георгиевскую ленточку на 9 мая и повторяют, что литовские поляки уважают Путина и Лукашенко больше, чем Литву.
Интересно, почему?
3 место
Предложение отказаться от санкций против Беларуси
К началу августа паника от перехода счета мигрантов на тысячи и затянувшегося ожидания реакции Евросоюза в Вильнюсе достигла таких масштабов, что литовские руководители начали делать невообразимые ранее предложения. Так, министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис обещал, что Литва и ЕС не станут вводить новые санкции против Минска, если Беларусь остановит миграционный поток.
«Определенный диалог [с Минском] идет, и мы сказали, что ни Литва, ни Евросоюз не будут предлагать новые санкции [против Беларуси], если поток нелегальных мигрантов остановится», — подтвердил глава МИД.
Чтобы Ландсбергис-младший ни говорил после этого, сказанного назад он уже не воротит.
Оказывается, Литва ведет переговоры с правительством Лукашенко, в нелегитимности которого она уже год убеждает весь мир, считая законным представителем Беларуси исключительно Светлану Тихановскую. Оказывается, литовское руководство способно поступиться принципами, и внешняя политика Литвы не такая уж несгибаемая, если на нее как следует надавить.
Сейчас официальный Вильнюс вообще и глава МИД в частности пытаются спасти репутацию: обещают Беларуси «адские санкции», называют действия Лукашенко государственным терроризмом, даже грозятся назло Батьке отморозить уши: заблокировать транзит белорусских удобрений, которые составляют основную статью доходов Клайпедского порта и «Литовской железной дороги» (еще одна глупость, достойная места в этом рейтинге).
Но слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
2 место
Деньги мигрантам за возвращение
Чтобы поскорее избавиться от мигрантов, литовские власти придумали платить им деньги за отбытие с берега Балтии восвояси. «В аэропорту перед посадкой в самолет этим лицам будет вручено наличными единовременное пособие в размере 300 евро», — пообещала директор Департамента миграции МВД Литвы Эвелина Гудзинскайте.
Хоть бы кому-нибудь в Вильнюсе пришло в голову, что таким решением они создают выгодную бизнес-схему, после налаживания которой в Литву устремятся «мигранты» со всей Азии и Африки.
Бизнес-схема проста, как все гениальное: прилетел, помозолил глаза своим присутствием, получил 300 евро, улетел. Если туда лететь лоукостерами, а обратно — за счет Литвы, останешься в выигрыше. Если Литва не дает денег или дает меньше 300 евро, можно остаться в палаточном лагере, испражняться местным в термосы и бунтовать.
Дальше — чистая арифметика: умножаем количество мигрантов в месяц на 300 евро и получаем, с какой скоростью будет вычерпан до цента бюджет Литвы. Бюджет, в котором и так негусто: даже забор от Беларуси будут строить в кредит, а колючую проволоку на него получили от Эстонии и Украины как гуманитарную помощь.
1 место
Переход к насилию
Последние месяцы перед Минском стояла задача дискредитировать действия Литвы на международной арене по борьбе с Лукашенко и поддержке белорусских оппозиционеров. Вильнюс добивался учреждения международного трибунала по Беларуси, подсудимыми на котором должна была предстать вся белорусская власть.
Литовская международная активность по этому вопросу объяснялась борьбой за права человека в Беларуси. Соответственно, нужно было продемонстрировать Западу, что Литва и права человека — полярные вещи, литовские политики — самозванцы в правозащитном движении, и правозащитная идеология им глубоко чужда.
Миграционный кризис эту задачу выполнил.
После официального разрешения бить нелегалов при попытке пересечения границы, выступлений литовских политиков в поддержку «самых жестких мер» физического воздействия, подавления бунтов в лагерях беженцев при помощи слезоточивого газа и забитого до смерти на границе гражданина Ирака Литве о борьбе за права человека лучше не заикаться.
Теперь на все литовские пассажи о преступлениях против личности в Беларуси будет следовать сакраментальное «вы или крестик снимите, или трусы наденьте». Потому что Вильнюс оправдывает насилие против беженцев ровно теми же аргументами, которыми год назад Лукашенко оправдывал разгон акций протеста.
Белорусская сторона этот довод уже использует, но если бы только она. Организация объединенных наций (ООН), Международный Красный крест — все они осудили жестокость литовских пограничников в отношении беженцев.
Сумев привлечь внимание Запада к проблеме, Вильнюс привлек внимание и к средствам ее решения. Теперь в ответ на назойливые попытки Литвы привлечь внимание к своему геополитическому активизму разговорами о борьбе за права человека союзники всегда смогут отмахнуться от литовцев со словами: «Чья бы корова мычала!»