Таллин отказался отправлять в Беларусь нового посла, которого 6 июля утвердила в должности президент Эстонии Керсти Кальюлайд. Таким образом, третья прибалтийская республика пошла по стопам Литвы и Латвии, которые уже сократили до минимума свое дипломатическое присутствие в Минске.
«Посылать нового посла в Беларусь было бы неуместно, поскольку Эстония не считает Лукашенко законным главой государства, и представление верительных грамот в обычном порядке может быть истолковано как изменение позиции Эстонии», — заявила министр иностранных дел прибалтийской республики Эва-Мария Лииметс.
За несколько дней до этого в Эстонии произошло любопытное событие: президент Керсти Кальюлайд отозвала с должности нынешнего посла в Беларуси Мерике Кокаев и подписала указ о назначении его преемника — Яака Ленсмента. Открытым оставался вопрос, отправится ли он в Минск и будет ли вручать верительные грамоты Лукашенко.
«Важно понимать, что вручение верительных грамот является основанием для аккредитации посла в стране пребывания — без формальной аккредитации дипломат не может находиться в стране. То есть для того, чтобы посол мог официально представлять Эстонию за рубежом, он должен предоставить главе иностранного государства верительные грамоты, выданные президентом», — говорила директор департамента по связям с общественностью Министерства иностранных дел Ари Леммик, намекая на то, что Таллин хочет сохранить нормальные дипломатические отношения с Минском.
Но как это возможно, если Лукашенко в Эстонии не признают законным президентом?
Само назначение Ленсмента на родине восприняли неоднозначно. Бывший министр иностранных дел и член оппозиционной партии Isama («Отечество») Урмас Рейнсалу назвал это большой глупостью и проявлением благорасположения к «античеловечному режиму Лукашенко». Другой экс-глава МИД — Урмас Паэт — обратил внимание на «гибридные атаки» Беларуси против Литвы. Дескать, как на этом фоне можно отправлять нового посла в Минск?
По всей видимости, несколько дней в эстонском истеблишменте шли дискуссии. В итоге прибалтийская республика не стала выступать против «генеральной линии партии», которую проводит Запад: Яак Ленсмент в Беларусь не поедет. Будет выполнять функции «виртуального» посла. Аналогичным образом работает глава дипломатической миссии США в Беларуси Джули Фишер, которую в Беларусь не пускают (приходится сидеть в Литве и ждать смены режима).
Ситуация вокруг назначения Ленсмента интересна тем, что Эстония — единственная страна Прибалтики, которой все это время удавалось сохранять стабильные дипломатические отношения с Беларусью.
Она, конечно, безоговорочно поддерживала каждый пакет санкций против «последней диктатуры Европы». Но посольство Эстонии в Беларуси (как и посольство Беларуси в Эстонии) продолжало работать в штатном режиме.
Никто, к примеру, не мешал белорусскому послу Вячеславу Качанову возлагать венки к Бронзовому солдату на 9 мая и давать интервью Эстонской государственной телерадиокомпании. Ему же — официальному представителю Минска — вручали ноту протеста из-за задержания белорусского оппозиционера Романа Протасевича.
Статус Качанова, похоже, ни у кого не вызывал вопросов. А теперь вопросы могут появиться. Если эстонскому послу нельзя находиться в Минске, то почему белорусский посол продолжает работать в Таллине?
Не исключено, что сама отставка Кокаева и назначение Ленсмента — это повод для изменения статус-кво.
То ли самостоятельно, то ли при активном содействии западных кураторов власти Эстонии пришли к выводу, что дипломатические отношения с режимом Лукашенко нуждаются в коррективах.
Перед Ригой и Вильнюсом этот вопрос не стоит. Дипломатическое представительство Литвы в Беларуси было сокращено до минимума в ответ на «недружественные инициативы, разжигающие конфронтацию». Ответ не заставил себя долго ждать: МИД Литвы предписал белорусам оставить в посольстве одного человека, который будет выполнять консульские функции (не считая троих административно-технических сотрудников).
С Латвией Беларусь разругалась 24 мая.
Поводом для этого стало осквернение белорусского государственного флага в центре Риги.
Латвийскому послу Эйнарсу Семанису предложили покинуть Минск в течение 24 часов, чуть больше дали на сборы всему дипломатическому и административно-техническому составу посольства. Для ухода за зданием разрешили оставить только одного технического сотрудника. Латвия ответила зеркально.
Наконец, очередь дошла до Эстонии. Старого посла в Минске она отправляет в отставку, а новому предписано сидеть дома. На ровном месте прибалтийская республика нарушает дипломатические связи с Беларусью, которые чудом удалось сохранить после переизбрания Лукашенко.
«Вступление нашего посла в должность, которое должно состояться в начале сентября, зависит от нашей оценки ситуации в Беларуси, — заявила министр иностранных дел Эстонии. — Мы будем консультироваться с нашими партнерами и союзниками, которые видят необходимость координировать национальные действия и проявлять единство в этом вопросе».
Ее слова косвенно подтверждают гипотезу, что Эстония отказалась отправлять посла в Беларусь под давлением извне.
С другой стороны, разрывать дипломатические отношения с режимом Лукашенко она не собирается.
Аналогичным образом действуют все остальные западные страны. Даже Литва, которая признала Тихановскую «президентом Беларуси», предоставила ее офису дипломатический статус и уличила Лукашенко в «гибридной агрессии», о разрыве дипломатических отношений с официальным Минском не заикается. Хотя этот шаг выглядел бы логично.
На эту ситуацию стоило бы обратить внимание специалистам в области права. Но даже обыватель может заметить, что Прибалтика установила с Беларусью очень странные дипломатические отношения.
Яак Ленсмент отныне будет «послом Шредингера», который находится в двух противоположных состояниях одновременно. С одной стороны — официальный посол Эстонии в Беларуси, с другой — представитель страны, которая отказывает белорусской власти в легитимности.
«Гибридная дипломатия» во всей красе.