Среди различных фондов, осуществляющих финансирование и управление так называемыми «неправительственными» и «некоммерческими» организациями, особенно выделяется один — наиболее известный, наиболее популяризуемый и, пожалуй, наиболее зловещий: фонд Джорджа Сороса. Для придания должного имиджа этому финансовому учреждению дали название «Открытое общество». Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирался, как фонд Сороса в Молдове из благотворительной организации превратился в инструмент захвата государственной власти.
Нет необходимости пересказывать биографию знаменитого предпринимателя, создавшего огромное состояние на биржевых спекуляциях. Предметом рассмотрения является не он сам, а конкретная деятельность фонда Сороса в одной маленькой стране — в Республике Молдова.
Экспансия финансовых организаций Джорджа Сороса на пространстве СССР началась еще в 1987 году, но до поры до времени это были, в основном, совместные проекты с государственными структурами Советского Союза. Определенная самостоятельность этой структуры и ее неполная подконтрольность Соросу вызывали недовольство последнего. Работа фонда в СССР была остановлена, чтобы возобновиться в России и других новообразованных независимых государствах в постсоветское время — в начале 1990-х годов.
Структуры Сороса прошли ребрендинг и стали функционировать под вывеской «Открытое общество», постепенно отходя от благотворительных проектов в области образования, искусства и культуры. Они уделяли все больше внимания общественно-политическим отношениям и формированию так называемого «гражданского общества» — прослойке лиц, которые внедряются в государственный аппарат и различные сферы общественной жизни.
Очень подробный и глубокий анализ деятельности фонда Сороса в Молдове был проделан одним из ведущих молдавских политологов, депутатом парламента от Партии социалистов Богданом Цырдей в его книге «Гражданское общество Молдовы: Спонсоры. НПО-кратия. Культурные войны». Презентация этой книги вызвала шквал атак на автора со стороны многочисленных НПО Молдовы, которые финансируются в том числе и Фондом Сороса.
По оценкам Богдана Цырди, в 1992–2018 годах фонд Сороса израсходовал в Молдове более 129 миллионов долларов США.
В своей деятельности в Молдове фонд поддерживает четыре ключевые группы:
1. Так называемые «политические НПО»: анализ политических, экономических, социальных событий, мониторинг государственных институтов, борьба с коррупцией и так далее. Представители этих организаций позиционируют себя в качестве «независимых экспертов», высказывающих свои мнения по различным вопросам общественно-политической жизни.
2. «Медийные НПО» и медийные сети по всей стране. Фонду практически удалось создать внушительную сеть СМИ, которые не только провозгласили себя «свободными», но и присвоили себе право экспертизы любых других СМИ. Целая сеть интернет-изданий, новостных сайтов и даже телеканалов пытается монополизировать право на информирование граждан Молдовы (информирование в определенном идеологическом ключе). Эти НПО вовлечены в социальную инженерию, информационные и «ментальные войны», продвигают понятия «общественной целостности/неподкупности», кампании по «проверке фактов» (fact checking) и предотвращения «лжи» (stop fals), а также проводят избирательные «журналистские расследования».
3. НПО, ориентированные на права человека, продвижение прав ЛГБТ, феминизма, защиты окружающей среды. Представители этих организаций занимаются пропагандой определенного набора ценностей, вытесняющих традиционный уклад и носящих характер, несовместимый, прежде всего, с традициями православия.
4. НПО, ориентированные на социальную помощь лицам с ограниченными возможностями и малоимущие социальные группы.
Годовой бюджет фонда Сороса в Молдове варьируется в среднем от 5 до 10 миллионов долларов. При этом интересна динамика изменения годовых бюджетов фонда:
После прихода к власти в Молдове проевропейских сил в 2009 году отмечено резкое повышение бюджета фонда.
Этот «пир во время чумы» продолжался до 2015 года, когда даже в ЕС проснулись и осознали, что выделяемые деньги расхищаются, а в стране установлен олигархический режим Плахотнюка. Кроме того, именно на этот период приходится пик скандала с банковским мошенничеством, в ходе которого из финансовой системы страны пропал один миллиард долларов.
Главной задачей деятельности фонда Сороса являются, прежде всего, подготовка и внедрение в государственный аппарат и различные ведомства кадров, прошедших обучение и проработавших в системе фонда. Бенефициары и представители этой структуры в Молдове стали членами коллегий при министерствах, Генеральной прокуратуре, Службе информации и безопасности, министрами, премьер-министрами, председателями Конституционного суда, Высшей судебной палаты и так далее.
Подавляющее большинство бенефициаров (почти без исключения) оказалось в списках партий правого толка. В то же время в публичном пространстве появились данные о тайном финансировании фондом Open Society некоторых правительственных советников и НПО, связанных с определенными правыми партиями. Например, с PAS — партией «Действие и солидарность», которую возглавляла до избрания главой государства Майя Санду.
По большому счету, именно Майя Санду и PAS стали главными политическими инструментами сети Сороса в Молдове.
Убедиться в этом нетрудно. Сама Санду — бывший член Сената «Фонда Сороса — Молдова» (2009–2010). Помимо нее, в списке «друзей Сороса» фигурируют первый вице-президент партии и председатель парламентской фракции PAS Игорь Гросу (член административного совета Центра правовых ресурсов Молдовы (CRJM), бенефициара фонда Сороса), вице-президент PAS и директор по образованию «Фонда Сороса — Молдова» в 1996–1998 годах Лилия Николаеску-Онофрей, вице-президент PAS и аналитик Джеймстаунского фонда Михай Попшой.
Еще один вице-президент PAS, член Политбюро Дан Перчун, в свое время был координатором проектов, поддерживаемых фондом Сороса в Министерстве образования, когда им руководила Майя Санду. И это далеко не все «соросята», окопавшиеся в пропрезидентской партии.
Создается впечатление, что в эту партию людей принимали только из западных НПО.
Скорее всего, именно этот принцип формирования партии PAS и объясняет ее отстраненность и дистанцирование от других политформирований на правом фланге молдавской политики. Этими же причинами можно объяснить ее стремление добиться добровольного снятия проевропейских политических сил в пользу PAS для «консолидации проевропейского электората Молдовы».
По аналогии с известной цитатой можно смело утверждать, что бывших сотрудников фонда Сороса не бывает. В Молдове они прекрасно вписались в государственный аппарат и сегодня готовятся к его окончательному поглощению.