На президентских выборах 2020 года в Молдове победу Майи Санду предопределили голоса представителей диаспоры. В ходе нынешней парламентской кампании ее партия также рассчитывает на поддержку из-за рубежа. Молдову можно назвать уникальной страной: государственную власть в ней выбирают те, кто живет за границей.
Способы организации выборов, назначение ответственных за их проведение лиц, количество политических партий на душу населения — все эти вопросы в Молдове могут решаться по-разному, в зависимости от предпочтений тех или иных сил. Особенно острой в последнее время стала тема организации избирательного процесса за рубежом. И это неудивительно: массовая миграция граждан Молдовы в поисках лучшей доли (а иногда и банального источника пропитания) намного превышает по масштабу депортации советского периода, о которых так любят вспоминать «проевропейцы».
Официальные источники дают на этот счет далеко не полную информацию. На сайте Национального бюро статистики есть сведения только о гражданах, которые официально заявили об эмиграции из Молдовы на ПМЖ в другие страны. Согласно этим данным, с 2001 по 2019 год из Молдовы эмигрировали 91,3 тысячи человек. Но в эту статистику попали только те, кто официально уведомил государство об эмиграции. С 2014 по 2018 год (есть данные только за этот период), по информации Нацбюро статистики, из Молдовы эмигрировали 720,6 тысячи человек, а вернулись в страну 537,6 тысячи.
Путем элементарных арифметических действий получаем 183 тысячи человек, оставшихся за рубежом.
У Министерства иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) свои данные о численности молдавской диаспоры. Именно на их основании ЦИК должен принять решение о числе избирательных участков для голосования молдавских граждан за рубежом. По оценкам МИДЕИ, за рубежом находится от 1,11 миллиона до 1,25 миллиона граждан Молдовы. Больше всего — в России (354,2 тысячи человек, хотя российские власти называют другую цифру — 190 тысяч).
Среди стран ЕС лидирует Италия (250–300 тысячи), за ней следуют Франция (100–160 тысяч) и Германия (100 тысяч). Большие молдавские диаспоры живут также в США, Великобритании, Испании, Греции, Португалии, Чехии, Ирландии, Канаде и Израиле.
При этом в сопредельных с Молдовой странах молдавские диаспоры относительно невелики — 19 тысяч человек в Румынии и менее 25 тысяч на Украине.
Таким образом, граждане Молдовы, проживающие за пределами своей страны, составляют до четверти всего электората.
Ни одна политическая сила не может этим пренебрегать, ведь диаспора представляет собой достаточно активную в электоральном плане силу — во втором туре последних президентских выборов, на которых победила Майя Санду, более 16% голосов отдали избиратели, голосовавшие за рубежом.
Эти показатели дают ответы на вопрос, почему проевропейские партии так активно продвигают различные изменения в законодательстве и решения, которые способствуют участию европейской диаспоры в выборах. И здесь нельзя не отметить, что борьба со смешанной избирательной системой, которую вели партии PAS Майи Санду и Платформа DA Андрея Нэстасе, связана вовсе не с тем, что эта система способствовала коррупции в Молдове. Она просто уменьшала возможности диаспоры по продвижению их кандидатов в депутаты.
Смешанная система предполагала избрание 51 депутата в парламент по партийным спискам и еще 50 — по одномандатным округам, из которых западная диаспора избирала только двух депутатов (по округам Западной Европы и Северной Америки). В результате парламентских выборов 2019 года, которые прошли по смешанной избирательной системе, партии PAS Майи Санду и Платформа DA Андрея Нэстасе получили всего 26 депутатских мандатов. Выборы 11 июля пройдут уже по другим правилам.
Граждане Молдовы, проживающие в странах ЕАЭС и, прежде всего, в Российской Федерации, голосуют неохотно.
Это обусловлено не только большими расстояниями. Огромное значение при проведении выборов играет и количество избирательных участков, открываемых в разных странах. Как правило, рекомендации для ЦИК по этому вопросу предоставляет Министерство иностранных дел и европейской интеграции Республики Молдова. Из самого названия этого государственного ведомства понятно, что его приоритеты находятся отнюдь не на стороне тех, кто выбирает Россию и ЕАЭС. В качестве наглядного примера могут послужить данные по избирательным участкам за рубежом, которые будут открыты на ближайших выборах 11 июля.
Итак, в России, где, по данным МИДЕИ, проживают 354,2 тысячи граждан Молдовы, будут открыты 17 избирательных участков, причем все — в европейской части страны. В то же время в Италии, где зарегистрировано до 300 тысяч молдован, будет открыт 31 избирательный участок, во Франции — 10 участков, в Германии — 10 участков. Дисбаланс между количеством проживающих граждан и количеством открываемых избирательных участков имеет ярко выраженный геополитический характер.
Еще одним очень острым моментом в электоральных процессах Республики Молдова является голосование граждан, проживающих на левом берегу Днестра — на территории Приднестровья.
Можно смело утверждать, что нежелание проевропейских политических сил добиться решения приднестровского конфликта напрямую связано с тем, что в этом случае население левого берега сможет свободно участвовать в выборах в Республике Молдова на всех уровнях, что приведет к кардинальному изменению политического ландшафта страны.
Правыми партиями торпедируются любые попытки открытия избирательных участков в Приднестровье. Формальный предлог — отсутствие у молдавских властей возможности контролировать ход голосования и обеспечить демократическое проведение выборов. Тот факт, что эта возможность отсутствует и при голосовании, например, в Западной Европе, в расчет не принимается. Хотя именно там на последних президентских выборах были зарегистрированы массовые вбросы бюллетеней и организованный подвоз избирателей, что запрещено Кодексом о выборах.
Чтобы предоставить гражданам Молдовы, проживающим в Приднестровье, возможность проголосовать, открываются специальные участки в населенных пунктах вдоль линии разделения сторон приднестровского конфликта. Однако, как показали президентские выборы в ноябре прошлого года, правые партии стараются и тут воспрепятствовать голосованию приднестровских избирателей. Причем делается это открыто и нагло. В ноябре прошлого года депутаты PAS и Платформа DA, собрав небольшие группы своих сторонников, блокировали дороги и мосты через Днестр, по которым граждане направлялись осуществить свое конституционное право. Свои действия «проевропейцы» открыто обосновывали тем, что не хотят допустить до голосования тех, кто не хочет голосовать за них.
Тот характер, который приобретают электоральные процессы в Молдове, заставляет серьезно задуматься о кардинальном изменении некоторых статей Конституции и Кодекса о выборах.
Так, например, молдавская политическая партия «Наши» предлагает и даже сделала пунктом своей программы запрет на открытие избирательных участков за пределами страны.
Исключение допускается только для дипломатических представительств Молдовы. Подобная практика достаточно распространена и встречается, например, в Армении и Израиле — странах с огромными диаспорами.
Недовольство положением, когда власть в стране избирают те, кто в ней не живет, становится все шире. И есть все основания полагать, что уже совсем скоро это станет одной из главных тем политического мейнстрима Молдовы.