Новость о том, что российские военные открыли предупредительный огонь по британскому эсминцу в Черном море, вызвала большой резонанс на Западе. Польша и Прибалтийские республики наверняка были готовы «наехать» на Москву (или даже потребовать новых санкций), но их представители неожиданно промолчали. Всему виной официальная позиция Британии, которая начала отрицать заявления Кремля, что имел место военный инцидент на море. В этой ситуации обвинять Россию означало бы… распространять «российскую дезинформацию».
Детали пограничного инцидента у мыса Фиолент Россия обнародовала незамедлительно. По данным Минобороны, в 11.52 британский эсминец Defender вошел на 3 километра в территориальные воды России. На угрозы применения оружия экипаж не отреагировал. Тогда российский пограничный сторожевой корабль выполнил предупредительную стрельбу, еще через несколько минут подключился Су-24М — сбросил несколько бомб по курсу движения британцев. Только после этого (в 12.23) Defender покинул российские воды.
Какой реакции следовало ожидать от Британии? Лондон мог заявить, что «Крым — это Украина», поэтому эсминец королевского флота имеет право приближаться к мысу Фиолент.
Но произошло нечто странное.
Министерство обороны Британии ошарашило весь мир, выдав вот такое заявление: «Предупредительных выстрелов по HMS Defender не производилось. Корабль ВМС Великобритании совершает мирный проход через территориальные воды Украины в соответствии с международным правом. Мы считаем, что русские проводили артиллерийские учения в Черном море и заранее предупредили морское сообщество об их деятельности. По HMS Defender не было произведено ни одного выстрела, и мы не признаем утверждения о том, что на его пути производилось бомбометание».
Ситуация, казалось бы, парадоксальная.
Москва дает Западу повод для очередной антироссийской истерии, а британцы ее выгораживают: ничего не было, никто по нам не стрелял…
Международное сообщество растерялось. Даже представители Польши и Прибалтики на момент подготовки этого материала не удосужились осудить очередной факт «российской агрессии».
Сделать это означало бы повестись на «фейк Кремля» и поставить под сомнение репутацию Соединенного Королевства. Приходится помалкивать.
Не смогли сдержаться разве что на Украине: здешние политики, эксперты и журналисты активно комментировали инцидент в Черном море. Пожалуй, самой оригинальной оказалась версия советника главы Офиса президента Михаила Подоляка.
Он предположил, что российские военные просто выдумали историю с предупредительным бомбометанием, дабы показать свою крутость и сорвать натовские учения в Черном море.
«Не зафиксировано объективным наблюдением ничего из того, о чем бравурно отчитываются представители России. Зато уже есть призыв российской стороны отказаться от учений Sea Breeze в Черном море. Таким образом, делаем вывод: российская сторона пытается взрастить якобы серьезный инцидент из ничего, чтобы посредством такой информационной манипуляции создать как минимум негативный политический фон для Sea Breeze, а как максимум — позицию для противодействия учениям», — рассуждает Подоляк.
Позже выяснилось, что соратник Зеленского поторопился с выводами.
«Бравурные» заявления представителей России все же были зафиксированы «объективным наблюдением».
Дело в том, что на борту Defender находился журналист BBC Джонатан Бил, который задокументировал происходящее. Британский вещатель опубликовал его репортаж 24 июня. После этого не осталось никаких сомнений, что российские военные действительно призывали экипаж эсминца изменить курс и вели предупредительный огонь. Сам Джонатан Бил охарактеризовал действия капитана корабля как преднамеренную попытку спровоцировать Россию.
«HMS Defender собирался плыть в пределах 12-мильной (19 км) границы территориальных вод Крыма. Капитан настаивал, что он всего лишь ищет безопасный проход через международно признанный судоходный путь. Два российских корабля береговой охраны, которые следили за военным кораблем Королевского флота, попытались заставить его изменить курс. На одном из этапов одно из российских судов приблизилось примерно на 100 метров», — рассказывает Бил.
Только после этого Великобритания дала заднюю.
Капитан Defender Винсент Оуэн подтвердил газете Daily Mail, что российское судно береговой охраны все-таки открывало предупредительный огонь.
А премьер-министр Борис Джонсон не нашел ничего лучшего, чем ухватиться за лозунг «Крым — это Украина». Дескать, Великобритания не признает «аннексию» полуострова, поэтому Defender якобы находился в территориальных водах Украины.
«Это украинские воды, и мы имеем полное право ими пользоваться», — настаивает Джонсон.
Пусть так.
Но тогда почему гордый британский эсминец не дал отпор «агрессору»?
С каких это пор моряки Королевского военно-морского флота трусливо отклоняются от курса, когда по ним обещают открыть огонь?
Благодаря репортажу BBC на вторые сутки после инцидента мы имеем четкое преставление о том, что произошло. Defender действительно вошел в воды, которые Россия считает своими.
Его оттуда прогнали под угрозой применения силы, причем Москва оперативно проинформировала об этом мировое сообщество.
Лондон, напротив, попытался скрыть факт своей нелепой провокации.
Для британцев эту историю можно описать одним словом: «позор».
На Западе уже привыкли к тому, что создавать альтернативную реальность можно просто и непринужденно.
Достаточно просто сделать официальное заявление, не подкрепленное никакими фактами, и весь «цивилизованный» мир будет принимать его за чистую монету. А позиция России никому не интересна.
«Есть один хороший совет в наше время: практически вся информация, имеющая российское происхождение, изначально лжива или построена на лживых предпосылках», — заявил уже упомянутый Подоляк, комментируя инцидент у мыса Фиолент.
По иронии судьбы, на этот раз версия Москвы получила неопровержимые доказательства. В Минобороны Великобритании даже не подумали, что их «фейк» могут разоблачить. К такому их жизнь не готовила.
Самое забавное, что если бы на борту эсминца Defender не находился журналист ВВС, британцы продолжали бы врать. И капитан корабля, и министр обороны, и глава правительства.
Теперь та же Прибалтика наконец может затянуть свою любимую песню о «российской агрессии». Была же «агрессия» — капитан эсминца подтвердил!
Вот только при ближайшем рассмотрении оказывается, что об этом инциденте союзникам Великобритании лучше не вспоминать.
Себе дороже.