Евросоюз готовится к рассмотрению четвертого и сразу вместе с ним — пятого пакета санкций против Беларуси. В разгаре обсуждение, на какие белорусские предприятия распространить санкции, чтобы больнее ударить по «последней диктатуре Европы». Самые большие радикалы призывают обложить санкциями газопроводы «Ямал — Европа» и «Северный поток — 2», которые вообще-то принадлежат «Газпрому» и не являются белорусскими. Тем самым оголтелые русофобы де-факто уже признают Беларусь и Россию одной страной.
Сразу после экстренной посадки в Минске самолета Ryanair и ареста белорусского оппозиционера Романа Протасевича британский МИД призвал ввести экономические санкции против Беларуси и распространить эти санкции на газопроводы «Северный поток — 2» и «Ямал — Европа».
Инициатива англичан по «Северному потоку» развития не получила, а вот по «Ямалу — Европе» председатель Евросовета и глава МИД Германии подтвердили, что такая мера обсуждается министрами иностранных дел стран ЕС. В США на экспертном уровне тоже раздавались голоса, призывающие ударить по «последней диктатуре Европы», запретив транзит газа в Европу по территории Беларуси.
Таким образом, все три ключевых центра Западного мира — Вашингтон, Берлин и Лондон — всерьез обсуждают заведомо абсурдную мысль.
Они допускают введение санкций против инфраструктуры «Газпрома» в качестве санкций против… Лукашенко, у которого отношения с российским газовым монополистом всегда были, мягко говоря, не самые сердечные.
Газопровод «Ямал — Европа», который идет в том числе через территорию Беларуси, является российским газопроводом. Более того, вся газотранспортная система Беларуси принадлежит России. Про «Северный поток — 2» и говорить нечего.
В случае «Ямала» у западных «ястребов» какая-то логика еще прослеживается. Беларусь в самом деле зарабатывает на транзите российского газа в Европу, и отказ Евросоюза получать газ по этому направлению может стать болезненным ударом по экономической основе «кровавого режима» Лукашенко. Но какое отношение к «Батьке» имеет российско-немецкий газопровод по дну Балтийского моря? Беларусь в морских поставках российского газа в Германию заинтересована не больше, чем Польша и Украина, и неслучайно белорусский президент в свое время жестко высказывался в адрес еще первого «Северного потока».
Заданную загадку разъясняет сам разгадавший ее глава МИД Великобритании. По словам Доминика Рааба, инцидент с самолетом Ryanair не мог произойти без «как минимум молчаливого согласия Москвы». Никаких фактов, которые бы это доказывали, не было и нет, но Лондон исходит из общей предпосылки, что Лукашенко во всех своих решениях зависит от Кремля и самостоятельной политики давно не проводит.
В том же ключе рассуждают многочисленные американские «эксперты» по России и Восточной Европе, перед которыми поставлена задача лоббировать санкции против «Северного потока — 2», а под каким-то предлогом их вводить — не суть важно.
В самой Восточной Европе по отношению к Беларуси схожие настроения. Литовский «отец нации» Витаутас Ландсбергис обзывает Лукашенко «холопом Путина», а экс-президент Литвы Даля Грибаускайте говорила в узком кругу, что относится к Беларуси как к российскому региону и не строит никаких иллюзий по поводу ее независимости.
То есть самые оголтелые русофобы Запада уже считают Беларусь фактической частью России.
Это феномен их группового мышления, который рожден и циркулирует в замкнутом сообществе антироссийских «ястребов». С объективной реальностью он никак не связан — это подтвердит любой, кто следит за ситуацией вокруг Беларуси. По пятичасовым переговорам Лукашенко и Путина в Сочи и многолетнему согласованию дорожных карт углубленной интеграции уже понятно, что Беларусь, может, и зависит от российской поддержки, но самостоятельна и исходит в отношениях с Россией из своих интересов.
Однако такие тонкости недоступны любителям радикальных оценок и решений. То, что союз — это еще не вхождение в состав, — аргумент, недоступный пониманию людей, в картине мира которых есть только «империя зла», которую необходимо «сдерживать».
От такого догматизма и фанатичной упертости действия западных радикалов в отношении Беларуси неизменно идут на пользу России и Союзному государству.
Более тонкие, умные и рационально мыслящие функционеры на Западе не стали бы использовать открывшееся летом 2020 года окно возможностей по «цветной революции» в Минске и свержению Лукашенко. Потому что Беларусь при Лукашенко и так шла в нужном Западу направлении.
Белорусский национализм и прозападные либералы исподволь просачивались в органы власти, образование, культуру и СМИ; происходило постепенное дистанцирование от России, развивалась многовекторность, белорусско-российский союз обессмысливался, укрепляла свои позиции доктрина белорусского нейтралитета.
Нужно было всего лишь не форсировать эти процессы, и через 10 лет Беларусь сама бы упала к ногам НАТО и Евросоюза, как некогда Украина. Но разве могла ждать столько времени Польша со своей NEXTA ? Разве могла Литва не впасть в эйфорию от революционной картинки из Минска и отказаться участвовать в этой «движухе»?
В результате именно эта пассионарность и эмоциональная сверхвозбудимость «борцов с Империей» при полной их неспособности рассуждать хладнокровно привели к тому, что Беларусь бросило в объятия России.
Самое смешное, что ее профессиональные ненавистники, судя по их поведению, так до сих пор этого и не поняли. Когда министр иностранных дел Латвии вместе с сотрудником посольства США в Риге по очереди снимали флаги Беларуси и России на Чемпионате мира по хоккею, они не задумывались, что сами такими действиями толкают Беларусь и Россию еще ближе друг к другу.
Так что маленьким помощникам Кремля в деле российско-белорусской интеграции стоит сказать большое спасибо за их русофобию.