Залихватская инициатива стран Западной Европы распространить санкции против Беларуси на газопровод «Ямал — Европа» неожиданно испугала самую активную сторонницу санкций Евросоюза: Литву. В Вильнюсе осторожно заметили, что санкции против газопровода ударят по транзиту газа в Калининград. За заботой литовских властей о Калининградской области скрывается страх за себя: ведь в Литву российский газ идет по тому же газопроводу.
«Если говорить о Литве, потому что "Ямал" идет через Польшу и есть украинские газопроводы, то, прежде всего, у нас есть Калининград, куда транзитом идет газ, и здесь мы вряд ли можем что-то сделать, так как Калининград очень зависит от нас», — оценил инициативу распространить санкции против Беларуси на газопровод «Ямал — Европа» министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.
Это предложила, что характерно, не Литва, которая всегда выступает с инициативами новых санкций, а, наоборот, Западная Европа. Предложение ввести санкции против газопровода, по которому российский газ через территорию Беларуси поступает в Европу, озвучили Великобритания и, что особенно интересно, Германия. Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас подтвердил, что идея наложить санкции на транзит газа через Беларусь обсуждается европейцами, и «ничего нельзя исключать».
Для Германии блокировка поставок газа по белорусскому маршруту могла бы стать хорошим шахматным ходом: она оправдывает запуск в эксплуатацию «Северного потока — 2» и при этом обуславливает дальнейшие поставки газа через территорию Украины.
Таким образом, Берлин совершает выгодную сделку, разменивая Беларусь на Украину. Все соглашаются, что поставки газа по «Северному потоку» необходимы, но необходима и Украина как страна-транзитер, потому что северный трек «накрылся». Германия, в конечном счете, и получает бесперебойную поддержку энергии, и поддерживает дальше Киев, в геополитическую переориентацию которого на Запад она десятилетиями инвестировала.
Так что идея, под каким углом на нее ни посмотри, «замечательная». Опять же, она способствует реализации стратегической задачи на разрыв оставшихся со времен СССР инфраструктурных связей России с Европой, и в этом плане должна особо импонировать Прибалтике, странам которой дана установка — разрушать эти связи.
Однако Литве, как ни странно, не импонирует.
«Графики поставок газа уже составлены до конца года, так что со следующего года, наверное, это можно сделать — нет проблем, Литва составит, но также нужно решать и вопрос калининградского транзита», — разъясняет европейским горячим головам глава литовского Минэнерго.
Эта трогательная забота литовского правительства о соседях, конечно же, умиляет, вот только за беспокойством об энергоснабжении Калининградской области скрывается шкурный интерес самой Литвы.
В Литву, как и в Калининград, голубое топливо поступает от ответвления того же газопровода, и если наложить санкции на транзит по «Ямал — Европа», то без трубопроводного газа из России останутся и Калининград, и Литва.
При этом ни прибалтийская республика, ни российский эксклав на Балтике вовсе не будут сидеть без газа. И в Калининградской области, и в Литве построены энергозамещающие мощности, и их газоснабжение может осуществляться без российской «трубы» при помощи плавучих СПГ-терминалов. Только это будет сильно дороже.
Дайнюс Крейвис пытается доказать, что Калининград находится в более уязвимом положении, чем Литва, потому что регазификационная установка «Маршал Василевский», которая должна снабжать эксклав сжиженным газом, сейчас находится у берегов Африки. Однако принципиально не это, а то, что в Калининградской области есть готовая инфраструктура по обеспечению региона сжиженным газом. А регазификационная установка как ушла, так и придет.
Так что основной вопрос здесь — финансовый. Сжиженный природный газ стоит значительно дороже трубопроводного, и литовское Минэнерго со своим СПГ-терминалом Independence знает это, как никто другой. Этот терминал был нужен Литве не для того, чтобы отказаться от трубопроводных поставок, а для того, чтобы сбить цену на продукцию «Газпрома». После запуска Independence доля «Газпрома» в структуре литовского газоснабжения составила 60%.
Литва как удовлетворяла основную часть своих энергопотребностей за счет российской трубы, так и удовлетворяет после появления СПГ-терминала. Independence загружен не более чем на четверть: работы регазификационной установки на полную мощность литовская экономика не потянет. С экономической точки зрения Литва вообще только выиграла бы, если б отказалась от СПГ-терминала.
Если Евросоюз введет санкции против газопровода «Ямал — Европа», Вильнюсу придется претворять в реальность свои пропагандистские мечты: отказываться от «проклятой кремлевской трубы» и переходить на полное СПГ-потребление, что Литве попросту не по карману.
Калининградской области в этом отношении проще, потому что она — субъект Российской Федерации. В экстремальной геополитической ситуации Россия, разумеется, компенсирует своему региону цену на более дорогой СПГ вместо трубопроводного газа.
Литва, когда требует от союзников новых санкций против России и Беларуси, которые больно бьют по литовским же экономическим интересам, тоже ожидает, что ЕС компенсирует ей ущерб. Оплатит Вильнюсу его «принципиальную внешнеполитическую позицию».
Однако союзники Литве ничего компенсировать не обязаны. Могут компенсировать, могут компенсировать частично, а могут не компенсировать вообще ничего.
Поэтому когда дело дошло до масштабных экономических санкций против Беларуси, весь боевой задор литовских политиков куда-то улетучился, и на смену громовой риторике пришло нерешительное топтание на месте.
Оказалось, что хлопать ртом — не мешки ворочать. Сколько было криков о том, как «преступна» Белорусская АЭС, так почему же Литва не предлагает ввести против нее санкции Евросоюза? Не потому ли, что сама потребляет продукцию «островецкого монстра»?
Призывы ввести санкции против ключевых предприятий белорусской экономики раздаются в Вильнюсе с лета прошлого года, но как пошел серьезный разговор о санкциях против «Беларуськалия», литовские политики вдруг разом утратили свою принципиальность и непреклонность, начав вместо этого бормотать нечто невразумительное.
Дошло, наконец, что от транзита калийных удобрений зависит работа Клайпедского порта и «Литовской железной дороги»?
То же и с поставками российского газа. Калининград они пожалели! Лучше бы себя пожалели. Литву и впрямь жалко, если ей руководят такие правители, которым нужно дойти до грани полномасштабного регионального кризиса, чтобы понять, что нельзя кидаться камнями в стеклянном доме.