Посольство США инициировало и возглавило спецоперацию с надругательством над государственным флагом Беларуси, что привело к фактическому разрыву дипломатических отношений Минска и Риги. Этот факт демонстрирует не столько внешнее управление Латвией — в его существовании и раньше никто не сомневался, — сколько характер этого внешнего управления. Американцам нет никакого дела до интересов своих сателлитов, их исторических связей с соседями и развития экономики. Все это посланники и агенты влияния США готовы разменять на самые дешевые политические провокации.
Государственный флаг Республики Беларусь на чемпионате мира по хоккею в Риге сорвал с флагштока лично директор Центра информационных ресурсов посольства США в Латвии Нилс Студентс. Этот факт установил аналитический портал RuBaltic.Ru, изучив фотографии протестной акции 24 мая и сравнив их с фотографиями Студентса на сайте посольства США и его личной странице в Facebook.
Директор Центра информационных ресурсов снимает белорусский флаг с флагштока и комкает его в руках, наблюдая, как другие участники акции водружают вместо него бело-красно-белое знамя белорусской оппозиции. На другом фото представитель посольства США стоит позади участников акции протеста против Александра Лукашенко и координирует их действия.
Прямое указание посольства США — самое простое и сразу высказанное объяснение парадоксального поведения властей Латвии, одним кощунственным жестом уничтоживших добрососедские отношения с Минском, которые предыдущие месяцы упорно пытались спасти, несмотря на разрастающийся конфликт Беларуси с Евросоюзом.
Теперь оно еще и доказано.
С осени прошлого года, когда сдвинулся с мертвой точки вопрос об уходе белорусских грузов из Литвы, в Латвии жила надежда на то, что белорусский транзит сможет спасти гибнущую транзитную отрасль. Что белорусский грузопоток хотя бы частично заменит российский. Что не все белорусские грузы уйдут из литовской Клайпеды в российскую Усть-Лугу. От транзитной реки из Беларуси в Россию может отделиться пусть даже самый тоненький ручеек, который будет подпитывать порты Риги, Лиепаи и Вентспилса.
Поэтому официальная Рига никогда не проявляла такого же энтузиазма в борьбе с «последней диктатурой Европы», как Варшава и Вильнюс. Главным враждебным актом Латвии в отношении Беларуси после событий 2020 года стало лоббирование лишения соседей чемпионата мира по хоккею, который две страны готовились проводить совместно. Если не считать эту историю, Латвия пассивно тащилась в общем фарватере антибелорусской политики ЕС и не проявляла инициативы, как другие западные соседи Беларуси.
В поведении Риги сквозило не просто нежелание, а демонстративное нежелание рушить отношения с Минском. Планировалось не только поддерживать, но и расширять их «партизанскими» методами, по-тихому, без лишней медийной шумихи договариваясь с белорусскими госкомпаниями и чиновниками о переводе в латвийские порты тех или иных товарных позиций белорусского экспорта.
После того как межгосударственные отношения Беларуси и Латвии практически уничтожили, на этих планах можно поставить крест.
Крест поставили лично мэр Риги Мартиньш Стакис и глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич — каждый в силу своей должности объективно заинтересованный в сохранении добрых отношений с соседней страной хотя бы на минимальном уровне.
Аналитический портал RuBaltic.Ru ранее предполагал, что Ринкевич в истории с флагом повел себя как агент влияния США, заинтересованный в привлечении внимания американского руководства, а не как министр иностранных дел Латвии. Реальность оказалась еще проще, и внимание привлекать не нужно было. Представители США сами дали приказ и лично проконтролировали его исполнение.
Внешнее управление странами Восточной Европы — секрет Полишинеля. По той же Латвии хватает фактов, доказывающих существование над ней внешнего управления.
В этой маленькой, но гордой республике назначали главой контрразведки иностранца, который получал доступ к латвийской гостайне, не отказываясь от присяги на верность другой стране. Президентом страны выбиралась (по факту — тоже назначалась) никому не известная иностранка, отказывавшаяся от канадского гражданства за сутки до рассмотрения в Сейме Латвии ее кандидатуры на пост главы государства.
Госдепартамент США заставлял правительство Латвии проводить банковскую реформу. Состав правящей коалиции утверждался в американском посольстве.
В истории с белорусским флагом важен не сам факт внешнего управления Латвией, а характер этого управления.
Соединенным Штатам нет никакого дела до интересов своих сателлитов, их исторических связей с соседями и развития местной экономики. Все это они готовы разменивать на самые дешевые информационные провокации вроде осквернения белорусского флага.
И пусть только подопечные попробуют возразить! Сразу конец карьеры.
В этом разгадка самоубийственного поведения стран Прибалтики в отношении как Беларуси, так и России. Они зависимы и не субъектны. У них нет своих интересов и своей политической воли.
Литва, Латвия и Эстония — это страны-зомби.
Если велеть их руководителям кинуться под ноги России, они кинутся. И ликвидируют свои страны, если им поступит такой приказ.
Потому что они вымуштрованы на борьбу с Россией и беспрекословное подчинение.
Взять того же Нилса Студентса. Кто это такой? Выходец из той же среды политэмигрантов из Латвийской ССР, что и нынешние президент и премьер-министр Латвии Эгилс Левитс и Кришьянис Кариньш. Вместе с Левитсом и Кариньшем учился в Латышской гимназии города Мюнстера. Очень примечательное заведение!
Мюнстерскую латышскую гимназию основали для детей бежавших в Западную Германию латышских коллаборационистов. Работу гимназии курировала печально известная фашистская группировка «Ястребы Даугавы»: организация недобитых «героев» Латышского легиона СС, из которых вышел весь нынешний латышский радикальный национализм.
Когда Нилсу Студентсу было 10, Мюнстерскую гимназию возглавлял военный преступник Янис Цирулис — офицер Латышского легиона СС, каратель, участвовавший в убийстве тысяч мирных жителей в Жестяной горке под Новгородом. После войны ЦРУ спасло Цирулиса от расправы, взяло палача под свое покровительство, помогло ему сформировать «Ястребов Даугавы» и координировало на основе этой организации латышских политэмигрантов, превращая их сообщество в антисоветский таран.
Такие заведения, как Мюнстерская гимназия, создавались, чтобы воспроизводить антисоветские настроения и русофобию в новых поколениях латышских политэмигрантов.
Глава Латвийского государства, глава правительства Латвии и прочие «студентсы», которые правят сейчас Латвией, — это люди, заточенные на ненависть к Советскому Союзу, к России как его правопреемнице, к Беларуси как правопреемнице Белорусской ССР, и к Великой Отечественной войне, за поражение в которой они хотят взять реванш.
Смысл их жизни — в борьбе с «империей зла». Латвия как таковая их просто не интересует. Им не важны ни латыши, ни латышский язык, ни культура, ни экономика Латвии. Все это вторично и инструментально.
Достаточно полистать социальные сети главы Центра информационных ресурсов США в Риге. В Facebook Нила Студентса почти нет ни США, ни Риги. В нем одна Россия, плюс еще Китай, который он называет «новой угрозой», да еще Беларусь, которую он называет «европейским Сомали».
Возникает нетривиальный вопрос: нужно ли поддерживать межгосударственные отношения со странами Балтии, если эти страны возглавляют такие люди? Почему-то априори считается, что международное сотрудничество и политический диалог между странами — всегда благо, независимо от того, с кем развивать сотрудничество и о чем вести диалог.
Однако для России и Беларуси диалог с лидерами Латвии, Литвы и Эстонии — это разговор с теми, кто тебя ненавидит, хочет убить и использует переговоры для поиска слабых мест, по которым можно больнее ударить.
Если идти с ними на контакт, то не стоит удивляться, что их ненависть временами не выдерживает, прорывается наружу и оборачивается надругательством над государственным флагом.