В Литве предлагают усилить военное присутствие прибалтийской республики в Мали, чтобы заручиться поддержкой Парижа. С такой инициативой выступил председатель Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас. По его мнению, отправка дополнительного контингента войск в Западную Африку поможет вовлечь Францию в «балтийскую архитектуру безопасности». Эта дискуссия в очередной раз показывает, что активное участие Вильнюса в операциях НАТО — не более чем попытка выслужиться перед старшими товарищами.
Международную миссию в Мали возглавляет Франция, которая в ноябре 2015 года пережила серию страшных терактов. Тогда от рук джихадистов погибли 130 парижан (преимущественно молодые люди в возрасте 20–30 лет). Руководство Пятой Республики просто обязано было дать решительный ответ Исламскому государству (ИГ — организация, запрещенная на территории РФ — прим. RuBaltic.Ru).
Президент Франсуа Олланд попытался поднять на «священную войну» с радикальными исламистами весь коллективный Запад и воспользовался своим правом активировать 7-ю часть 42-й статьи Лиссабонского договора. Она предполагает, что в случае вооруженной агрессии против какого-либо государства ЕС остальные члены содружества должны предоставить ей поддержку в меру своих возможностей.
Литва — не исключение. Но депутаты Сейма почему-то проявили странную нерасторопность. Принципиальное согласие на оказание помощи Франции они дали только в декабре 2015 года, хотя теракты в Париже произошли 13 ноября.
Да и бороться с ИГ отважные литовцы, как выяснилось, не собирались.
Они поступили хитрее: предложили частично заменить французов в Мали, чтобы те могли перебросить своих военнослужащих на Ближний Восток для прямого противостояния с исламистами.
Помощь в лучших традициях «трансатлантической солидарности»! Умирайте, дорогие французские союзники, а мы пока отсидимся там, где спокойнее и безопаснее.
С тех пор Литва не раз увеличивала свое военное присутствие в Африке. Четыре года назад она решила усилить Многопрофильную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА) отдельным воинским подразделением сухопутных сил в составе 34 человек. Негусто, конечно, но Вильнюс очень гордится своей вовлеченностью в этот локальный конфликт.
В 2018 году целая литовская делегация во главе с тогдашним министром обороны Раймундасом Кароблисом летала в Мали навестить своих вояк. Командировка запомнилась тем, что военно-транспортный самолет ВВС Литвы на обратном пути вышел из строя и был вынужден приземлиться в промежуточном аэропорту.
При контрольном осмотре у левого шасси были обнаружены дефект обшивки и отскочившие заклепки — продолжить полет борт не смог. Члены делегации отправились домой на рейсовых самолетах, а Кароблис своим ходом добирался до столицы Болгарии, где проходила встреча глав оборонных ведомств стран ЕС.
Даже для министра обороны и сопровождающих его высокопоставленных чиновников у Вооруженных сил Литвы не нашлось исправного самолета.
На основании этого инцидента уже можно сформировать представление об их потенциале.
К чести прибалтов, свою боевую мощь они не переоценивают. Отличительная черта Литвы, Латвии и Эстонии — это нежелание участвовать в реальных боевых действиях на территории других стран, куда они так неистово рвутся.
В этом контексте показательная история произошла в начале 2020 года, когда американцы убили иранского генерала Касема Сулеймани. «Ответка» Тегерана не заставила себя долго ждать: по военным базам США в Ираке был нанесен массированный ракетный удар.
А Латвия поспешила вывести из этой страны всех своих шестерых (!) военнослужащих в соседний Кувейт.
По словам министра обороны Артиса Пабрикса, такое решение было принято «из соображений безопасности».
«Латвия поддерживает США и продолжит поддерживать коалицию, возглавляемую США. Что касается возвращения латвийских солдат обратно в Ирак, вопрос будет решен с союзниками после того, как будет оценена ситуация с безопасностью», — заявил Пабрикс.
Все это похоже на несмешной анекдот. Мало того, что латвийские вояки находятся в Ираке исключительно «для галочки», так они еще и улепетывают при первом же обстреле. И соглашаются вернуться только в том случае, если им предоставят гарантии безопасности. В чем тогда заключается смысл их международной миссии?
Раз уж на то пошло, военнослужащих из стран Балтии можно заменить манекенами. Их не надо эвакуировать, если по военным базам в Ираке снова будет нанесен ракетный удар. Очень удобный и практичный вариант.
С другой стороны, миротворческие позывы Литвы, Латвии и Эстонии можно понять. Они и не скрывают, что участие в международных миссиях — это способ добиться расположения старших товарищей. Или даже получить некие эфемерные гарантии безопасности.
К примеру, командующий Вооруженными силами Литвы генерал-лейтенант Вальдемарас Рупшис недавно заявил, что во время международных операций литовские солдаты укрепляют обязательства союзников по защите прибалтийской республики.
А вот слова президента Гитанаса Науседы: «Действуя вместе с союзниками и партнерам, мы накопили ценный опыт и направляем позитивные сигналы о профессионализме и прекрасной подготовке наших военных. Активное вовлечение в международные операции закрепляет безопасность и нашей страны».
То же самое говорила экс-министр охраны края Литвы Раса Юкнявичене в 2011 году: дескать, только проявляя солидарность, можно рассчитывать на «адекватное отношение» союзников.
На днях эти разговоры снова активизировались. Литва завершает военную операцию в Афганистане, и часть депутатов Сейма предложила отправить их на подмогу французам в Мали. Зачем? Чтобы способствовать скорейшей победе над террористическими группировками в Западной Африке? Ради мира во всем мире и светлых идеалов демократии? Как бы не так!
«Миссия в Мали может помочь заручиться поддержкой Франции в отношении инициатив Литвы в ЕС, особенно укрепив безопасность стран Восточного партнерства и сопротивление российскому влиянию и таким образом вовлекая Францию в балтийскую архитектуру безопасности», — полагает председатель Комитета Сейма по национальной безопасности и обороне Лауринас Кащюнас.
То есть чем больше Литва будет помогать французам в Мали, тем решительнее Франция будет защищать своих прибалтийских союзников от «российской агрессии».
Оппоненты Кащюнаса возражают: больших бонусов от Франции ждать не приходится, игра не стоит свеч.
Забавно, что эта дискуссия ведется публично.
Литовские депутаты даже не скрывают, что их цель — выслужиться перед более могущественными западными партнерами.
Вопрос только в том, перед кем стоит выслуживаться, а перед кем — нет. Перед США однозначно стоит. Франция пока под вопросом.