Мэр Риги Мартиньш Стакис демонстративно заменил государственный флаг Беларуси, который находился в центре города вместе с другими знаменами стран — участниц чемпионата мира по хоккею, на бело-красно-белый. Сразу после этого Минск принял решение выдворить всех сотрудников латвийского посольства. Прибалтийская республика ответила тем же. И хотя об этом не заявлено официально, Минск и Рига 24 мая фактически разорвали дипломатические отношения.
То, что произошло накануне в центре латвийской столицы, трудно поддается объяснению. Мэр Риги Мартиньш Стакис и министр иностранных дел Эдгар Ринкевич сняли с флагштока белорусское знамя и заменили его на бело-красно-белое. За процессом наблюдали журналисты — их, видимо, заранее оповестили о предстоящей пакости. Латвийским политикам захотелось, чтобы момент осквернения государственного символа соседней страны был запечатлен на камеру. Позже оба выложили фотографии этого «мероприятия» на свои страницах в Twitter.
«Флагу, который символизирует режим, государственный терроризм, не место в Риге — поэтому мы его и сняли», — пояснил свои мотивы Ринкевич.
«Мы поднимаем флаг свободной Беларуси, доверенный мне белорусской оппозицией, ее беженцами, которые сейчас находятся в Латвии. Этим флагом мы выражаем нашу поддержку не только политически задержанному Роману Протасевичу, но и другим, преследуемым белорусским режимом», — добавляет Стакис.
Латвийским политиканам, видимо, невдомек, что отождествлять национальный флаг какой-либо страны исключительно с правящим режимом — это верх скудоумия. Государственная символика была утверждена в Беларуси по итогам референдума 1995 года, то есть в результате народного волеизъявления. Для многих белорусов, которые не одобряют политику Лукашенко, флаг, герб и гимн Беларуси всё равно имеют сакральное значение. С этими символами связан продолжительный (уже более четверти века) период новейшей истории их страны.
Кто же дал право Стакису и Ринкевичу определять, какой флаг символизирует «свободную Беларусь», а какой — «государственный терроризм»? Но даже определившись с дефинициями и желая выразить поддержку Роману Протасевичу, они могли сделать это цивилизовано. Ничего не мешало тому же Стакису повесить бело-красно-белый флаг у себя в кабинете или, например, у входа в здание Рижской думы. Просто цель у него была другая — плюнуть в лицо белорусскому народу, прикрываясь солидарностью с его оппозиционной частью.
Особенно циничным этот поступок выглядит в контексте проведения в Риге чемпионата мира по хоккею. Как будут чувствовать себя белорусские спортсмены после того, как их государственный символ в центре латвийской столицы публично осквернили? Едва ли кому-то это добавляет уверенности в своих силах.
Взяв на себя организацию чемпионата мира по хоккею, Латвия автоматически дала обязательство обеспечивать общественный порядок во время проведения турнира. Она должна следить за тем, чтобы никто не срывал и не осквернял государственные флаги стран — участниц первенства. Но происходит немыслимое: вандализмом занимаются сами представители власти (как центральной, так и муниципальной).
Промолчать не смог даже президент Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель, которого ранее уже затравили за дружбу с «последним диктатором Европы». «Мы отправили письмо мэру Риги. Это неприемлемо для нас. На арене мы не будем менять флаги. И мы попросим убрать флаги чемпионата мира и IIHF с тех позиций, где в Риге поменяли флаги», — заявил Фазель.
Впрочем, заставлять латвийских чиновников соблюдать элементарные нормы приличия он не будет. Да и не сможет. Под предлогом солидарности с противниками Лукашенко в «цивилизованном» мире без проблем можно осквернять государственные символы целой страны — на то он и «цивилизованный»…
На произошедшее резко отреагировала только сама Беларусь. «Послу (Латвии в Беларуси — прим. RuBaltic.Ru) был заявлен решительный протест в связи с этой ситуацией, в связи с этим инцидентом. Было четко доведено, что это является циничным попранием всех и всяческих норм международного права. Фактически актом государственного вандализма. Для нас абсолютно неприемлемы подобные действия, направленные против суверенного государства и суверенной нации. Это при том, что наши партнеры заявляют о якобы всесторонней поддержке нашей государственности, нашего суверенитета и независимости. А на самом деле совершают откровенные провокации, которые направлены на разрушение этого суверенитета и государственности», — отметил министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей.
В тот же день латвийскому послу Эйнарсу Семанису вежливо предложили покинуть Беларусь в течение 24 часов. Всему дипломатическому и административно-техническому составу посольства дали на сборы чуть более двое суток. МИД разрешил оставить в Минске всего одного административно-технического сотрудника для ухода за зданием.
Латвия ответила зеркально: временной поверенной Беларуси Наталье Садовской сообщили о высылке белорусских дипломатов до нормализации отношений между странами. Лидеры Евросоюза тем временем выразили солидарность с Ригой «в связи с неоправданной высылкой латвийских дипломатов».
Любому из них можно задать вопрос: а как бы вы отреагировали на то, что власти соседней страны публично, с ехидными улыбочками на лицах, оскверняют ваш государственный флаг? Неужели это не «красная линия», которую нельзя переходить?
Произошедшее в Риге Евросоюз никак не комментирует. Оно и понятно: найти оправдание поступку Стакиса и Ринкевича невозможно, но и стыдить их как-то не комильфо. Если вслед за Латвией белорусские флаги начнут менять на бчб-символику в других западных странах, останавливать эту постыдную кампанию никто не будет.
Беларусь, между тем, ведет себя достойно. Акция протеста под стенами латвийского посольства в Минске прошла без провокаций — не было даже намека на агрессивные действия со стороны участников митинга. Никто не блокировал машину Семаниса, не нарушал работу дипломатического представительства, не пытался сорвать государственный флаг Латвии и заменить его, к примеру, на флаг Латвийской ССР (хотя эта идея активно обсуждается в Сети). Потому что Беларусь — не Прибалтика. Здесь умеют соблюдать элементарные нормы приличия.