В воскресенье, 23 мая, в минском аэропорту экстренно приземлился Boeing-737 компании Ryanair, совершавший полет по маршруту Афины-Вильнюс. По версии белорусских властей, поводом для экстренной посадки послужило сообщение о минировании самолета, и в сопровождении истребителя МиГ-29 пассажирский борт проследовал в аэропорт Минска. Однако поводом для информационной шумихи послужило не это, тем более, как оказалось, информация о минировании была ложной, а то, что на борту лайнера оказался Роман Протасевич, один из сооснователей телеграм-канала Nexta. Канал признан в Беларуси экстремистским, а сам Протасевич объявлен в розыск.
Как только стало известно, кто находился на борту Боинга, история приобрела совершенно новый оборот. Теперь все случившееся воспринимается как спецоперация белорусских спецслужб по поимке Протасевича, а информация о минировании самолета — лишь как прикрытие для его принудительной посадки.
Следует отметить, что столь экстравагантное задержание Протасевича произошло вскоре после не менее неожиданного и стремительного разгрома главного оппозиционного интернет-портала Tut.by, который еще вчера был практически монополистом в белорусском интернет-пространстве и казался неприкасаемым.
За разгром Tut.by белорусские власти получили порцию критики от западных стран. Впрочем, дальше слов дело пока не пошло.
И вот — задержание беглого оппозиционера, которое также не пойдет на пользу отношениям Минска и Запада.
Первая негативная реакция последовала незамедлительно. С требованием немедленно освободить Протасевича выступил президент Литвы Гитанас Науседа, назвавший действия белорусских властей «отвратительными». Ему вторит экс-глава Еврокомиссии Дональд Туск из Польши, который призвал европейские власти к срочным мерам в отношении Минска.
Свою «минуту славы» получила и авиакомпания Ryanair, на сайт которой обрушился шквал комментариев возмущенных пользователей, обвинявших ирландского лоукостера едва ли не в сговоре с белорусскими властями.
Нормализация с Западом невозможна?
Зачем белорусские власти шаг за шагом обостряют отношения с Западом? Казалось бы, это противоречит традиционной политике Минска, который после периодов «похолоданий» всегда ищет пути нормализации отношений с Западом.
Сегодня, когда оппозиция разгромлена, уличный протест выдохся, режим стабилизирован и избавлен от внутренних угроз, казалось бы, самое время приступить к новому раунду нормализации на западном направлении и возобновить традиционную многовекторную игру.
Однако и атака на Tut.by, и арест Протасевича явно ломают эту схему. Белорусские власти продолжают повышать ставки и нагнетать напряжение, как будто сжигая последние мосты.
Учитывая непубличность и непрозрачность белорусской политики, мы можем только строить предположения, почему так происходит.
Самый простой ответ на этот вопрос заключается в том, что белорусская власть получила недвусмысленный сигнал, что нормализация отношений с Западом невозможна, и, как говорится, терять нечего.
В этой связи нельзя не вспомнить недавно озвученную информацию о заговоре против Лукашенко и связанные с этим громкие задержания. Многие в Беларуси со скепсисом восприняли информацию о заговоре, успевшем получить прозвище «заговора Винни-Пухов». Однако если предположить, что заговор был вполне реален, и его нити тянутся на Запад, то действия белорусских властей выглядят вполне логично.
Против этой версии, однако, говорит поведение самого Запада, который продолжает реагировать на происходящее в Беларуси весьма вяло и мягко, как будто приглашая Минск к новому раунду нормализации. Впрочем, нельзя исключать, что эта мягкость является обманкой, которую в Минске смогли раскусить.
Аппаратные игры: силовики против либералов
Еще одной версией происходящего можно считать аппаратную игру силового лагеря в белорусском руководстве. Не секрет, что в результате событий, последовавших за президентскими выборами прошлого года, позиции силового блока в белорусском руководстве резко укрепились.
Александр Лукашенко всегда благоволил силовикам, однако нынешнее укрепление их аппаратных позиций по-своему беспрецедентно.
Чтобы сохранять занятые позиции, силовикам необходимо поддержание постоянного градуса напряженности, и события последней недели могут быть результатом этой аппаратной игры.
Позиции «либералов», ориентированных на нормализацию отношений с Западом, напротив, выглядят сильно ослабленными. В немалой степени это связано с тем, что именно «либеральная» часть белорусской элиты дала основное число перебежчиков на сторону оппозиции.
В первую очередь, это касается белорусского МИД, который был своеобразным штабом белорусских номенклатурных «либералов».
Впрочем, говорить о полном разгроме «либералов» преждевременно. Владимир Макей сохранил свое кресло министра иностранных дел Беларуси, доказав личную преданность Лукашенко, а связанные с ним структуры (такие, как «Минский диалог») продолжают отстаивать необходимость нового раунда многовекторности.
Аппаратная игра продолжается, и ее итог не предрешен.
История повторяется
Нельзя не напомнить, что в 2016 году во многом в сходную ситуацию попал белорусский борт в небе над Украиной. Самолет «Белавиа», вылетевший из Киева в Минск, был вынужден вернуться назад под давлением украинских диспетчеров, угрожавших даже отправить в погоню за белорусским бортом перехватчиков. Причиной инцидента было нахождение на борту самолета оппозиционера Армена Мартиросяна, за которым «охотились» украинские власти.
В ЕС, однако, этот инцидент проигнорировали, а белорусские власти, активно налаживавшие диалог с Западом, предпочли не раздувать скандал.
Понятно, что сейчас ситуация другая, и в Европе говорят о беспрецедентном акте государственного пиратства со стороны Минска.
Как бы там ни было, но инцидент в небе над Беларусью сделал нормализацию отношений с Западом еще более проблематичной.
Принудительная посадка борта европейской авиакомпании, да еще на фоне общего негативного информационного фона, созданного вокруг Беларуси в ЕС, вряд ли позволит так просто спустить это дело на тормозах.
Опять же, это бьет по позициям аппаратных либералов, ориентированных, прежде всего, на отношения со странами «старой» Европы.