Президенты России и Беларуси анонсировали новую очную встречу в ближайшее время. Эта встреча пройдет на фоне непрерывно усиливающегося давления Запада и на Россию, и на Беларусь, в результате которого в Минске и Москве все чаще говорят о необходимости углубления военной и экономической интеграции, а также завершения строительства Союзного государства двух стран для противостояния общим угрозам. Своим мнением о вероятном содержании будущих переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина с аналитическим порталом RuBaltic.Ru поделились белорусские политики и политологи.
Андрей Русакович — член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:
— Белорусско-российские отношения носят характер стратегического союзничества. Региональная и международная обстановка, а также экономическая и политическая ситуация в странах непростые. Особенно это касается Беларуси. Поэтому диалог на разных или на всех уровнях между Республикой Беларусь и Россией носит системный и достаточно интенсивный характер. Если в течение полугода мы оперируем именно этими категориями, то две-три личные встречи президентов — это, на самом деле, если брать временной лаг следующей встречи (именно так), нормальный процесс. Никакой чрезвычайщины здесь нет.
Тем более что надо обсуждать важные вопросы двусторонних отношений, а именно дальнейшее развитие Союзного государства.
Речь идет и о дорожных картах, и о выходе на формулу, о которой давно уже говорили: «Две страны — одна экономика».
Помимо этого, речь идет, конечно, о вопросах безопасности, военно-политического сотрудничества в том числе. Поскольку явно усиливается конфликтность по линии коллективный Запад — Россия, коллективный Запад — Беларусь, и здесь тоже есть вопросы, которые необходимо обсуждать. Остается проблемным юго-восток Украины. Это тоже касается важнейших интересов наших стран.
Наконец, не забываем и о других проектах интеграции постсоветского пространства.
В первую очередь это Евразийский экономический союз, вопросы двусторонней торговли, взаимодействия на внешнем контуре, то есть координация внешней политики Беларуси и России.
Понятно, что здесь работают профильные министерства, ведомства, но главам государств необходимо периодически, что называется, сверять часы.
Александр Тихомиров — доцент кафедры международных отношений факультета международных отношений Белорусского государственного университета:
— Президенты будут обсуждать вопросы безопасности, экономики в силу того, что мы оказались в одной лодке. И Россия, и Беларусь теперь сталкиваются с одним и тем же набором проблем — это санкции и сложное отношение со стороны Запада. На Востоке у нас дела лучше. По крайней мере, по отношению к Западу это направление позиционируется как небезопасное. Поэтому этот вопрос — как нам действовать в сложившихся обстоятельствах, — я думаю, нуждается в обсуждении президентов.
И второй вопрос, конечно, это традиционно вопрос экономики.
Здесь с нашей стороны опять будут подниматься вопросы о том, чтобы уравнивать цены на энергоресурсы и расширять доступ к российскому рынку.
Со стороны России, как я тоже знаю, есть такие как бы претензии о том, что надо бы расширить и россиянам доступ к белорусскому рынку. Потому вот эти вопросы и будут находиться в центре внимания.
Сергей Лущ — председатель политической партии «Союз»:
— Содержание встречи двух глав государств — это тайна, покрытая мраком. Я неоднократно высказывался о том, что в процессе интеграции должно быть больше прозрачности.
Чтобы вакуум, который создается после встреч президентов без итоговых заявлений или прорывных публичных решений, не подрывал союзные отношения.
В основном мы слышим о том, что идет какая-то системная планомерная работа, обсуждаются те или иные вопросы, иногда озвучиваются какие-то сроки. Но, по существу, мы можем только предполагать, о каких конкретных шагах идет речь. Экспертное сообщество ориентируется в первую очередь на то, что делается постфактум. Перевели грузопоток в российские порты, отменили или не отменили роуминг — вот это те маркеры, которые могут свидетельствовать о прогрессе или, наоборот, о некой паузе, застое в интеграционном процессе.
По моему мнению, ключевым моментом остается и останется в ближайшее время экономическое сотрудничество Беларуси и России в рамках Союзного государства. Будет ли решительный шаг в этом направлении? Вопрос открытый.
Потому что есть практические шаги на сегодняшний день, которые выгодны обеим сторонам — это перевод белорусского грузопотока в российский порт в Усть-Луге.
Сейчас речь идет о том, чтобы уравнять права белорусских и российских хозяйствующих субъектов и создать, наконец, единый рынок товаров и услуг, который будет работать по одним правилам. Но здесь сохраняется множество «подводных камней» — это гармонизация соответствующего законодательства в этой сфере и так далее.
Нельзя списывать со счетов и политический аспект. Это, наверное, более актуально для Беларуси, поскольку на вручении верительной грамоты послом Российской Федерации Лукьяновым президенту Александру Лукашенко прозвучало из уст Александра Григорьевича, что команда президента Беларуси работает над конституционной реформой. И это тоже, как мне кажется, будет играть не последнюю роль в дальнейшем углублении белорусско-российской интеграции.
Рано пока говорить о каких-то политических шагах, но в сфере безопасности мы находимся сейчас в наивысшей точке взаимного сотрудничества.
Такой интенсивности взаимодействия генеральных штабов Республики Беларусь и России мы давно не видели. Это связано, в первую очередь, с напряженной ситуацией на внешнем контуре и обострением ситуации на юге нашего региона. Прежде всего речь идет об Украине.
Тем не менее экономика была, остается и останется в фокусе. В том числе для Беларуси остаются чувствительными вопросы поставок энергоносителей, ценообразования в этой сфере и увеличения экспорта в Российскую Федерацию своих товаров и услуг. Недавно опубликовали статистику, по которой видно, что в товарообороте двух стран, несмотря на пандемию COVID-19, экспорт белорусских товаров в Россию увеличился на 10%. Это очень хорошая тенденция.
Александр Шатько — заместитель председателя Республиканского общественного объединения «Белая Русь»:
— Однозначно встреча президентов нужна, потому что на сегодняшний день есть большое количество вопросов, которые так и остались не решенными до конца. Собственно говоря, даже в имплементации тех дорожных карт, которые мы приняли, мы тоже наталкиваемся на ряд проблем.
Учитывая, что в Республике Беларусь основные капиталы принадлежат государству, а в Российской Федерации большинство капиталов все-таки находится в частных руках, очень важны состыковки на межгосударственном уровне, на уровне Совета Союзного государства, и разговор двух президентов, воля двух президентов очень нужны. И чем быстрее разрешатся эти проблемы, тем скорее мы пройдем эти потихоньку ползущие кризисы, в том числе и финансовые.
Касаемо политической системы, тут тоже нужны консультации, потому что мы являемся партнерами по разного рода блокам, в том числе и военным.
Активизация НАТО на границе с Беларусью — это фактически активизация НАТО на границе с Россией.
И Украина заявила о том, что Беларусь является потенциальной страной-агрессором, так как имеет военные договоры с Российской Федерацией. И если вдруг пойдут войной на завоевание этой Украины, то, естественно, все базы, и все точки, и старт начнется с Беларуси. Это нагнетание показательно.
Конечно, в этой ситуации необходимы не только телефонные, но и личные разговоры с заинтересованными службами. То есть не один же президент к президенту едет, а целая команда едет решать ряд вопросов, в том числе и тактических: как в данной ситуации себя повести, выработать общую повестку. Сегодня это очень важно.
Лев Криштапович — политолог, главный редактор интернет-портала «Телескоп»:
— Вряд ли мы можем точно знать, о чем будет идти речь на встрече лидеров Беларуси и России. Мне хотелось бы сказать, что попытки разных экспертов, которые пытаются объяснить, о чем будет данная встреча, как будут складываться белорусско-российские отношения, исходят из желания выглядеть провидцами и политологическими пророками. Но это в большей степени относится к школьническому пониманию данной проблемы.
Тем не менее мы имеем право размышлять на эту тему и прогнозировать, о чем будет идти речь на этой встрече, исходя не из логики возможностей, как я всегда подчеркиваю, а из логики действительности. В политике важно рассуждать не о том, что возможно, а о том, что действительно.
А действительность наших отношений показывает, что экономическое развитие и национальная безопасность Беларуси возможны лишь в случае ее тесной интеграции с Россией.
Поэтому необходимо завершать этот союзный проект — создание Союзного государства. Это решающее условие, решающий фактор обеспечения подлинной независимости и суверенитета нашей республики.
Всякие другие проекты и разговоры о том, что мы можем обеспечить свою независимость, свое экономическое развитие, если будем исходить из сегодняшнего статус-кво, фактически означает оставаться на той позиции, которая уже показала свою несостоятельность в прошлом году.
Несостоятельность эта заключалась в том, что попытка продемонстрировать, что мы якобы привержены принципу независимости и суверенитета таким образом, что будем останавливать интеграцию с Россией на этих принципах, означала как раз попытку совершения тех политических мероприятий, которые бы сделали нашу республику полностью зависимой от Запада.
Я думаю, что смысл всех встреч наших президентов заключается в том, что они думают и говорят, как необходимо идти дальше, чтобы снимать эти реальные угрозы нашей национальной безопасности. В данном случае не только белорусской, но и российской. Если смотреть с точки зрения политики коллективного Запада, который проводит русофобскую и антибелорусскую политику по отношению к нашим странам, то это совершенно очевидно. Именно в этом контексте, если брать логику сегодняшней политической действительности, и может идти разговор на подобных встречах.
Мы подходим к идее реализации дорожных карт интеграции. Особенно двух или трех последних, наиболее чувствительных для белорусских политических и экономических элит. Тем не менее мне кажется, что сам принцип этих дорожных карт, который направлен на действительно тесную интеграцию наших стран, абсолютно правилен. И даже не просто на тесную интеграцию наших стран, а именно на фактическое завершение союзного строительства.
Почему Союзное государство является гарантом нашей независимости, независимости Беларуси и России?
Потому что полноценное Союзное государство как субъект международных отношений фактически меняет всю международную конфигурацию. Во всяком случае, конфигурацию на Европейском континенте.
Все наши недруги и оппоненты будут иметь дело уже не просто с теми республиками, которые возникли на обломках СССР и которые во многом являются квазигосударствами (если брать Украину, если брать Прибалтику, то реально рассматривать подобные государственные образования как некие полноценные государства не приходится). А с реальным центром силы, который показывает перспективу своего стратегического развития.
Почему мы во многом находимся под диктатом Запада и никак не можем ему противостоять? Да потому что мы разрознены, мы независимы друг от друга, и получается, что мы зависимы именно от Запада.
Создание Союзного государства — это создание реального центра силы на постсоветском пространстве, к которому, бесспорно, потянутся и другие бывшие республики Советского Союза, видя в этом реальную гарантию своей безопасности и своей независимости.
Важно понимать, что для самого Европейского союза это тоже плюс, потому что он будет иметь дело уже с определенным равноправным центром, а не с группой якобы независимых государств. То есть в реальной перспективе, если исходить из интересов всех стран, создание этого центра силы через завершение процесса создания Союзного государства означает, что будут взаимодействовать между собой центры силы. А взаимодействие центров силы — это взаимодействие равных сторон, равных партнеров.
До тех пор, пока будут так называемые независимые государства на постсоветском пространстве, никакое реальное партнерское взаимодействие с Европейским союзом, с Западом в целом невозможно.
Запад будет рассматривать все эти осколки бывшего СССР исключительно как политические объекты, которыми бы он хотел управлять.