В Молдове стартовала кампания по досрочным выборам в парламент. На попадание в высший законодательный орган страны претендует несколько десятков политических сил, но реальную борьбу за власть будут вести Партия социалистов республики Молдова (ПСРМ) экс-президента Игоря Додона и пропрезидентская партия «Действие и солидарность» (PAS). Шансы последней выглядят предпочтительнее, однако неспособность президента Майи Санду объединиться с другими правыми политиками может сыграть с ней злую шутку.
Рядовые граждане Молдовы, вероятно, уже привыкли к тому, что от смены лиц в парламенте ситуация в стране принципиально не меняется.
Деятели из проевропейского лагеря, которые много лет «рулили» Молдовой, показали свою несостоятельность и потеряли поддержку самого ЕС после скандала с так называемой «кражей века» (тогда из финансовой системы страны бесследно исчез миллиард долларов). Пророссийский Додон и его партия социалистов с 2016 года тоже подрастеряли симпатии населения.
За кого бы ни голосовали молдаване, едва ли многие из них верят, что новый парламент будет лучше предыдущего. Зачем тогда нужны выборы?
Досрочная парламентская кампания важна в контексте выхода Молдовы из тяжелого политического кризиса.
С прошлого года исполнительная вертикаль власти здесь парализована. Новый президент Майя Санду и Игорь Додон, который сохранил контроль над парламентом, уже несколько месяцев не могут согласовать кандидатуру премьер-министра. Социалисты блокируют любые инициативы главы государства, она отвечает им той же монетой.
Единственный способ разрубить этот гордиев узел — провести досрочные парламентские выборы. Хотя возможный успех партии Додона сделает их бессмысленными. Если партия социалистов наберет достаточно количество голосов, чтобы найти младших партнеров и создать с ними коалицию, то кризис в Молдове продолжится.
И это, несомненно, одно из слабых мест предвыборной кампании бывшего президента.
Майе Санду нужен лояльный парламент, который будет поддерживать ее курс во внешней и внутренней политике. При содействии правящего большинства она начнет проводить реформы по рецептам Евросоюза. А что будет делать Додон, если его политическая сила станет ядром новой коалиции? Продолжит вставлять палки в колеса команде президента?
Социалисты, видимо, и сами чувствуют слабость своих электоральных позиций. Не потому ли они пошли на создание единого избирательного блока с партией коммунистов, во главе которой стоит бывший президент Владимир Воронин? На днях Игорь Додон подписал с ним соответствующее соглашение.
Логика сторон, в принципе, ясна. Коммунисты хотят войти в парламент, но преодолеть проходной барьер сами не смогут. Социалистам нужно максимально мобилизовать своих сторонников, которые едва ли мотивированы идти на избирательные участки после прошлогоднего поражения Додона. Поэтому Додон объединяется с Ворониным под лозунгами защиты молдавской государственности от марионеточных прозападных политиков и унионистов (то есть сторонников присоединения Молдовы к Румынии).
Уже понятно, что во время предвыборной кампании социалисты и коммунисты будут гнуть эту линию: Родина в опасности, единственный способ ее защитить — проголосовать за объединенный избирательный блок левых сил.
Опять же, это весьма симптоматично. Использование подобной стратегии характерно для политиков, которые не уверены в своих силах.
Так поступал, к примеру, Петр Порошенко в 2019 году. В стремлении переизбраться на второй срок он пугал соотечественников «пророссийским реваншем», противопоставлял себя Путину и заочно записал всех своих соперников в «агенты Кремля». Экс-президент Украины прекрасно понимал, что народ его ненавидит. Но ненависть к Путину и страх перед ним должны быть сильнее.
Порошенко, по сути, призывал голосовать не за него, а против других кандидатов. Точно так же Додон призывает голосовать против Санду и компании.
С другой стороны, социалисты весьма аккуратно разыгрывают карту «румынской угрозы». Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что они не препятствуют деятельности партии AUR (Альянс за единство румын), которая недавно обзавелась офисом в Кишиневе и собирается участвовать в парламентских выборах.
Молчание Санду в данном случае закономерно: она и сама поддерживает идею присоединения Молдовы к Румынии, не стесняясь говорить об этом публично. А почему молчат социалисты? Видимо, из расчета на то, что AUR будет отбирать голоса у пропрезидентской партии «Действие и солидарность» (PAS).
Поэтому демонстративно «мочить» сторонников ликвидации молдавской государственности можно и нужно, а препятствовать их политической активности — нет.
Прогнозировать результаты молдавских выборов — дело неблагодарное, но пока что социологические опросы фиксируют уверенное лидерство PAS. В апреле, по данным International Republican Institute (IRI), за нее были готовы проголосовать 33% избирателей. Рейтинг социалистов — всего 19%. Еще три партии балансируют на грани проходного барьера — «Наша партия» (6%), «Шор» (5%) и гражданская платформа «Достоинство и правда» (5%).
Для PAS опасность этой ситуации заключается в том, что ее потенциальные партнеры по коалиции (те же «Достоинство и правда») могут не набрать минимально необходимое количество голосов для попадания в парламент. В таком случае у прозападных сил в парламенте будет меньше пространства для маневра.
Но вопрос объединения правых партий в Молдове на повестке дня пока не стоит. Или уже не стоит.
«Мы инициировали создание политической платформы, состоялись встречи и переговоры, на которых присутствовали представители PAS и унионистских партий. Однако во время переговоров стало понятно — все эти партии не ладят друг с другом, и на самом деле это является огромной проблемой. Представители PAS в итоге вообще объявили, что их партия ни с кем объединяться не намерена и пойдет на выборы самостоятельно. В таком случае с кем нам объединяться, когда никто этого не хочет?», — жалуется лидер платформы «Достоинство и правда» Василий Нэстасе.
Проблема разобщенности на правом фланге усугубляется тем, что Майя Санду не обладает достаточным авторитетом для объединения этой разношерстной публики. Празднование Дня Победы в Кишиневе ударило по ее имиджу проевропейского лидера: 9 мая президент Молдовы пришла с цветами к Вечному огню, чем шокировала своих потенциальных партнеров.
«После того, как Майя Санду посетила мемориал, я заявляю вам, что сегодня президент не представляла меня, как она не представляла меня в Страсбурге, где она бормотала о "молдавском народе и нации". Г-жа Санду решила сегодня присоединиться к когорте неосоветских консервов вместе с Ворониным и Додоном», — заявил председатель унионистской Партии национального единства (PUN) Октавиан Цыку.
Санду в последнее время симптоматично стремится не портить отношения с Россией.
И это тоже можно рассматривать как часть предвыборной кампании партии PAS: она заходит на чужое электоральное поле, пытается перетянуть разочарованных и растерянных избирателей ПСРМ. Но удастся ли при этом удержать рейтинг на правом фланге?
Трудно представить, что после выборов Санду снова получит оппозиционный парламент. Хотя расслабляться ей тоже не стоит.
Как показывает практика, в Молдове возможны абсолютно любые политические союзы и объединения.
Да и формирование пропрезидентской коалиции еще не гарантирует того, что те же социалисты по ходу пьесы не изменят баланс сил в парламенте.