Евросоюз заявил о подготовке четвертого пакета санкций против Беларуси. Предполагаются, что новые санкции затронут не только отдельных граждан республики, но и белорусские предприятия. В условиях усиления санкционного давления для Беларуси возрастает важность военного сотрудничества и экономической интеграции с Россией. О российско-белорусских отношениях на современном этапе, их перспективах и основных вызовах, стоящих перед Союзным государством России и Беларуси аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал председатель Либерально-демократической партии Беларуси (ЛДПБ), депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Олег ГАЙДУКЕВИЧ.
— Г-н Гайдукевич, после телефонного разговора президентов России и Беларуси 9 мая была анонсирована их встреча в ближайшее время. Какие вопросы российско-белорусских отношений сейчас особенно актуальны, чтобы быть затронутыми на этой встрече Александра Лукашенко и Владимира Путина?
— Во-первых, мы все видим, что в отношении Беларуси и России фактически идет гибридная война с использованием санкций и информационных технологий. Предпринимаются попытки вмешательства во внутреннюю политическую ситуацию, в открытую поддерживаются и финансируются оппозиционные политики, следуют призывы к незаконным массовым акциям протеста из-за рубежа.
Дошли уже до того, что на сайте посольства США вывешивают маршрут для протестующих в Минске, как им лучше ходить по белорусской столице.
То есть нарушаются все международные нормы. К чему это уже привело? К попытке свержения государственного строя Республики Беларусь. И, естественно, это ведет к углублению интеграции Беларуси с Россией, особенно в сфере национальной безопасности и обороноспособности.
Почему главы государств сейчас будут чаще встречаться? Потому что мы знаем, что недавно они встречались и обсуждали дорожные карты углубления интеграции, несогласованными остались только три карты. И главами государств было сказано, что осенью они будут согласованы и на Госсовете подписаны.
Сейчас идет планомерная работа по согласованию карт интеграции и углублению интеграции, особенно в сфере национальной безопасности.
Почему? А потому что у нас предотвращено покушение на главу государства, которое планировалось за рубежом.
Мы видим прекрасно, что происходит в России перед выборами в Государственную думу. Идет попытка дестабилизировать ситуацию, расшатать ее для того, чтобы каким-то образом ослабить Россию. То же самое и в Беларуси.
Понятно, что Запад не переживал ни за демократию, ни за свободу в Беларуси.
Желание было одно — сделать из нее геополитический форпост и замкнуть кольцо пояса нестабильности вокруг России.
Этого не получилось. Поэтому сейчас идет санкционная война, экономические попытки давления, политические попытки. Спорт уже вмешали. Россию незаконно отстранили от Олимпиады, а Беларуси указывают, кого избирать председателем нашего национального олимпийского комитета.
Все это приводит к обратному желаемому результату. Это только укрепляет интеграционный процесс и делает нас сильнее.
Я убежден, что все эти события, наоборот, помогут быстрее решить все наши противоречия во всех сферах и тем самым укрепить суверенитет Беларуси и России.
Потому что наш Союз укрепляет независимость и суверенитет и той, и другой в конечном итоге.
— Вы неоднократно говорили, что большой вызов российско-белорусскому союзу — это то, что все его проблемы в итоге решаются на уровне личных контактов глав государств, а не на уровне институтов...
— Да. Вот сейчас, к сожалению, это опять происходит. Почему главы государств вынуждены встречаться? Потому что большинство вопросов могут решить только они.
К сожалению, у нас чиновники среднего звена не в состоянии решить многие вопросы. Да и система власти в Беларуси и в России — и это не минус, это во многом плюс — достаточно персонализирована, ориентирована на президента страны с широкими полномочиями. Поэтому, естественно, главам государств надо встречаться, обсуждать те вопросы, которые готовят правительства, и принимать решения.
Хотелось бы, конечно, чтобы в дальнейшем в ходе интеграции у нас сработали наши интеграционные органы, которых мы насоздавали немало, чтобы они брали на себя ряд вопросов, которые не должны решать главы государств.
Но то, что сейчас они решают, они должны решать, потому что это вопросы стратегического сотрудничества России и Беларуси на ближайшие годы.
— Очень много в последнее время опять стали говорить об экономических выгодах от Союзного государства и ЕАЭС. Как Вы оцениваете роль союза с Россией в экономике Республики Беларусь? Каково влияние фактора союзных отношений с Россией на белорусскую экономику?
— Экономика — это всегда очень важная часть интеграции, без нее ничего не может быть. И мы продвинулись в этом вопросе. Одно из решений, которое недавно было, — допуск белорусских компаний к госзакупкам в Российской Федерации. Это, кстати, один из таких существенных шагов в интеграции. И мы должны дальше двигаться, чтобы создавать равные условия для субъектов хозяйствования Беларуси и России.
Мы должны наконец-то решить все вопросы в нефтегазовом рынке, чтобы не корпорации диктовали условия, а все делалось во благо народов двух стран. Это все тоже укрепляет наш Союз. И больше ориентироваться на инновационные проекты, направленные на будущее. Не думать о сиюминутной прибыли — это касается и Российской Федерации, и белорусской стороны.
Мы должны этим заниматься, чтобы быть более конкурентоспособными. Ведь согласитесь, одна из наших проблем вообще — это экономика. И в России, и в Беларуси. Мы должны делать так, чтобы люди жили лучше, чтобы экономика лучше работала. И у нас все для этого есть — и ресурсы, и территория, и интеллектуальный потенциал.
Беларусь очень дополняет Россию и в плане сельского хозяйства, и в плане промышленности: у нас есть очень хорошие предприятия, сборочные цеха, и в интеллектуальных вопросах, и в IT-технологиях.
То есть мы вместе можем сделать еще более конкурентоспособным наш союз, а союз Беларуси и России — основа ЕАЭС. Соответственно, ЕАЭС будет более конкурентоспособным для европейского рынка, для других рынков.
Потому что мы сейчас видим, что в мире фактически идет экономическая война. Конкуренция идет за ресурсы, за людей. И мы здесь должны проводить более наступательную, жесткую политику. Вместе. Это все тоже будет нас укреплять.
— Второе важнейшее измерение нашего Союза — безопасность. Вы знаете, что осенью будут проходить российско-белорусские учения «Запад-2021». Во время учений «Запад-2017» была развернута информационная война против этих учений со стороны Запада, в первую очередь со стороны ближайших соседей России и Беларуси — Польши и стран Прибалтики. Ожидаете ли вы чего-то подобного этой осенью, когда будет «Запад-2021»?
— Все уже началось. Еще учений нет, а уже началось. Буквально несколько дней назад президент Польши заявил о том, что очень озабочен суверенитетом Беларуси, и они должны в любой момент защитить этот суверенитет. Вдумайтесь, какая дикость!
Польша якобы переживает за наш суверенитет. Так мы за их суверенитет переживаем!
Уберите базы НАТО с границ, прекратите наращивать военный потенциал, прекратите финансировать деструктивные телеграм-каналы, которые вещают на Беларусь.
Не вмешивайтесь в наши дела, деньги не вкладывайте! Вы вкладываете в это деньги, тем самым вы угрожаете нашему суверенитету.
Мы будем проводить учения столько, сколько хотим. Мы никому не угрожаем. Мы всегда проводим исключительно мирную политику. Но помимо учений уже принято решение и о модернизации белорусской армии, в том числе с помощью новейших российских вооружений.
Будут поставляться комплексы С-400, будет поставляться и другое вооружение. Мы договорились создать общий учебный центр на территории Беларуси для военнослужащих России и Беларуси.
Военное сотрудничество будет укрепляться, оно будет расти. Опять же, оно направлено на укрепление национальной безопасности Беларуси, нашего суверенитета. И, с другой стороны, это безопасность Европы, потому что чем сильнее Беларусь, чем сильнее Россия, тем меньше вероятность каких-то конфликтов в Европе.
С сильными вопросы силой решать не станут.
— Если объединить эти два вопроса — экономику и безопасность, то как Вы оцениваете поддержку России в период во время и после кризиса 2020-го года, когда на Беларусь начали давить санкциями, угрожать ограничением экономических связей на Западе?
— Вы знаете, я как политик всегда считал, что мы не должны меряться, кто кому больше помогает и кто для кого играет большую роль. Россия никогда не предавала Беларусь, а Беларусь никогда не предавала Россию. Мы не должны считать, кто кому сколько помог.
Наш Союз укрепляет и Беларусь, и Россию. И вместе мы становимся сильнее.
Безусловно, Россия не предала Беларусь, а, наоборот, поддержала по всем направлениям в это сложное время.
Но мы никогда не должны считать, кто кому сколько помог. Мы должны думать о будущем и больше делать для интеграции, для укрепления наших связей, потому что этого хотят не наши правительства, не наши президенты, а в первую очередь наши народы. Мы должны работать для наших народов.
А народы хотят быть вместе, потому что мы, белорусы и россияне, — братские народы. Были, есть и будем.