День Победы в Беларуси прошел в обстановке политической напряженности. Информация о готовившемся на праздник покушении на президента Лукашенко, повышенные меры безопасности, негласная война символов, очередные попытки оппозиции мобилизовать уличный протест — таков был общий фон 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.
Георгиевские ленты и Бессмертный полк
Беларусь — одна из немногих постсоветских республик, где День Победы по-прежнему остается в числе главных дат праздничного календаря. Однако, несмотря на это, вокруг 9 мая последние годы кипят нешуточные страсти с политическим подтекстом.
Начиная с 2014 года, власти республики полностью отказались от использования георгиевских лент в качестве праздничной атрибутики. В роли официального символа Дня Победы стала использоваться красно-зеленая бутоньерка в цветах государственного флага, а георгиевская лента полностью исчезла из праздничного оформления белорусских городов.
Табу носит негласный характер, на уровне частной или общественной инициативы использование георгиевских лент не запрещено, но государство полностью дистанцировалось от этого символа, бывшего неотъемлемой частью праздничной атрибутики в течение десятилетий.
Аналогичная участь постигла и акцию «Бессмертный полк». Инициативные группы подают заявки на проведение акции ежегодно, регулярно сталкиваясь с разного рода бюрократическими препонами. При этом существует официальная акция-двойник «Беларусь помнит».
С чем связано столь странное отношение к, казалось бы, общепризнанным мероприятиям и символам Дня Победы?
С одной стороны, это элемент «суверенизации» самого формата празднования, его дистанцирования от российского.
Особенно активно этот процесс шел в эпоху расцвета белорусской многовекторности, когда отношения между Москвой и Минском катились по наклонной, и даже такой, казалось бы, общий праздник, как День Победы, превратился в арену для демонстрации белорусской самостоятельности.
Свою роль сыграли и события на Украине, когда та же георгиевская лента превратилась в символ «пророссийских» сил, что не могло понравиться белорусским властям.
Политический кризис 2020 года, казалось бы, положил конец многовекторности и привел к смене идеологических вех.
Однако на формате празднования Дня Победы это никак не отразилось.
Все то же негласное табу на георгиевские ленты и проблемы у «Бессмертного полка», которому в этом году разрешили пройти в Витебске в общей колонне с «Беларусь помнит», а в Минске отказали под предлогом неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
Националистическая оппозиция атакует и проигрывает
Националистические СМИ и блогеры ежегодно приурочивают к 9 мая шумные информационные кампании, смысл которых сводится к требованиям переформатировать Праздник Победы в день скорби, разоблачениям «советских мифов о войне», а также поискам «своей правды», которую отстаивали участники коллаборационистских формирований.
Белорусским националистам День Победы всегда был чужд, поскольку воспринимался как символ «русского мира» и российского культурного доминирования в Беларуси. Именно поэтому они всегда стремились десакрализовать эту дату.
Своего апогея эти попытки достигли в начале 1990-х, когда идеологический тон в республике задавал Белорусский народный фронт. В 1993 году Беларусь даже посетил Иосиф Сажич, бывший одним из лидеров коллаборационистского движения в годы войны и впоследствии возглавивший так называемую Раду Белорусской народной республики (БНР) в изгнании.
Сажич приезжал в Беларусь для участия в торжествах по поводу 75-летия создания БНР и принимался едва ли не с государственными почестями.
Однако реванш белорусского национализма был скоротечным и вызвал массовое отторжение. Это, тем не менее, никогда не мешало националистической оппозиции устраивать ежегодные информационные кампании, направленные на дискредитацию Дня Победы.
В этом году тактика белорусской оппозиции, однако, изменилось. Конечно, не обошлось без традиционных сравнений сталинского СССР с нацистской Германией, обличений «совковых» традиций и требований не праздновать, а скорбеть, «как весь цивилизованный мир».
Но главная ставка все же была сделана на «перехват» праздника и мобилизацию уличных протестов.
Вряд ли в рядах националистической оппозиции пересмотрели свое отношение ко Дню Победы, однако не считаться с реальностью там не могут. День Победы остается истинно народным праздником в сознании подавляющего большинства белорусов.
А значит, можно попытаться использовать это в целях текущей политической борьбы.
Лидеры оппозиции наперегонки бросились призывать белорусов отметить День Победы «по-своему», то есть превратить празднование в массовую протестную акцию. Оппозиционные паблики активно проводили параллели между событиями Великой Отечественной войны и белорусской современностью, сравнивая белорусский режим с нацистским, силовые структуры — с гестапо и СС, а протестующих и сторонников оппозиции — с белорусскими партизанами.
Наконец, весьма симптоматичными были попытки «отмыть» бело-красно-белую символику от коллаборационистского прошлого и использовать ее как элемент празднования Дня Победы. Главный медийный рупор оппозиции, информационный портал tut.by буквально бомбил своих подписчиков сообщениями о том, где на 9 мая были вывешены бело-красно-белые флаги или запущены воздушные шарики соответствующих цветов.
Эффект от всей этой активности, однако, оказался нулевым. Никакие призывы и информационная накачка не в состоянии отменить тот факт, что актив оппозиции разгромлен или выдавлен в эмиграцию, а рядовые участники деморализованы и не хотят попусту рисковать. Никаких новых идей и стратегии борьбы нет.
Ставка на национализм не сработала, и попытка использовать чуждый белорусской оппозиции День Победы стала косвенным признанием этого.
В этом смысле 9 мая стало финальным аккордом «горячей весны — 2021», продемонстрировав полный провал надежд на возобновление массовых уличных протестов.