Член президиума Координационного совета белорусской оппозиции Павел Латушко из Польши призвал белорусов устраивать акции протеста на 9 мая. Белорусскую власть Латушко обвинил в самых страшных репрессиях в Европе за последние 40 лет, а президента Лукашенко уличил в восхищении Гитлером. При этом сам Латушко — плоть от плоти «кровавого режима». Карьерный дипломат, бывший министр и посол Беларуси в разных европейских странах в августе 2020 года внезапно примкнул к оппозиции. Из всех противников Лукашенко он был, несомненно, самым обласканным властью. Что же заставило его порвать с «последней диктатурой Европы» и превратиться в политического эмигранта?
Что такое блестящая карьера, Павел Латушко знает не понаслышке. Получив в 1995 году диплом юриста со специализацией по международному праву, он сразу отправился на работу в Министерство иностранных дел. А уже через год молодого специалиста назначили консулом генерального консульства Республики Беларусь в польском Белостоке.
Эту престижную должность Латушко занимал до 2000 года. Затем стал пресс-секретарем МИД, а через некоторое время, в возрасте 29 лет, был назначен чрезвычайным и полномочным послом в Польше.
Так будущий борец с «режимом Лукашенко» вошел в историю постсоветской Беларуси как самый молодой посол.
Чуть позже ему покорится еще одна вершина: в 2009 году он станет самым молодым министром.
На фоне своих коллег Латушко выделялся не только возрастом, но и тем, что на публике он говорил исключительно по-белорусски и не скрывал своих симпатий к идеологии белорусского национализма.
После работы в сфере культуры экс-министр вернулся на дипломатическую службу. Это был его «звездный час».
К 2019 году Латушко уже насобирал коллекцию ответственных и престижных должностей: чрезвычайный и полномочный посол Беларуси во Франции, в Испании и Португалии, постоянный представитель Беларуси при ЮНЕСКО и при Всемирной туристической организации. И все это — один человек!
Что произошло потом, доподлинно неизвестно. 15 января Лукашенко подписал президентский указ, в соответствии с которым Латушко был освобожден от всех занимаемых должностей. А через два месяца его назначили директором старейшего в Беларуси Национального академического театра имени Янки Купалы.
«Это не было опалой. Я был до этого министром культуры. У нас не такое большое Министерство, как в России. Не такое большое Министерство, как в США или других странах. И нет возможности принимать на службу всех послов в МИД», — заявлял Латушко в интервью российскому журналисту Владимиру Соловьеву.
Видимо, экс-министр намекает на то, что в маленькой Беларуси должность главы Минкульта примерно соответствует должности директора театра. Пусть так. Но быть послом сразу в трех европейских странах (да еще каких!) явно привлекательнее.
Курсировать между Парижем, Мадридом и Лиссабоном, получать солидную зарплату, пользоваться всеми дипломатическими привилегиями — или ставить скучные спектакли в Минске?
Добровольно выбрать второй вариант Латушко не мог — его поставили перед фактом. Хотя Лукашенко утверждает, что бывший посол сам захотел возглавить театр имени Янки Купалы: «Пришел один негодяй, просился туда, клялся, что будет верным стране, отечеству и президенту, и что случилось? Что случилось с этой труппой?»
Очевидно, просьбы звучали в период между 15 января и 6 марта, когда Латушко официально был безработным. Это важно учитывать для корректного понимания ситуации: экс-посла не перевели на новую должность. Его сначала уволили, а спустя почти два месяца назначили директором театра.
Вывод напрашивается сам собой: по неизвестным причинам Латушко потерял доверие президента и пошел на понижение.
С марта 2019 года ему приходилось прозябать в театре имени Янки Купалы. Какие мысли все это время крутились в его голове? Гадать не будем, но блестящий дипломат, самый молодой посол, самый молодой министр современной Беларуси наверняка желал для себя лучшей участи. И до августа 2020 года держал фигу в кармане.
После президентских выборов появилась возможность эту фигу показать.
Зафиксируем еще один интересный факт: свою оппозиционность Латушко проявил только после начала массовых акций протеста.
Этим он отличается от других белорусских оппозиционеров. Виктор Бабарико, Валерий Цепкало, Светлана Тихановская — все они претендовали на высший государственный пост в стране. Латушко ни на что не претендовал. Его просто «осенило».
«Я поехал на работу в театр, эмоционально я уже не мог выдерживать и решил записать обращение на Инстаграм. Мне сообщили, что на проспекте находятся представители 12-ти минских театров. Незапланированно я решил выйти и прочитать перед всеми текст, который был для меня очень важен. Это было в каком-то смысле очищением, очищением от грязи, очищением от того, с чем я, может быть, не соглашался, но публично против никогда не выступал», — позже рассказывал Латушко.
История красивая, но неправдоподобная.
25 лет человек верой и правдой служил «последнему диктатору Европы», а потом шел по улице, увидел митинг и решил его поддержать?
Этим же вопросом задается Лукашенко: «Он что, перевернулся за неделю? Да он уже полжизни прожил. Ладно 20-летние бы перевернулись — задурманили им голову. Он же, как они сами говорят, у корыта хлебал, хрюкал у этого корыта не одно десятилетие и "диктатору" прислуживал. Что, у него это в один день появилось?»
О реальной мотивации Павла Латушко свидетельствует тот факт, что уже в начале сентября он выехал в Польшу. Возможно, в этом и заключался его план. За годы работы на дипломатической службе Латушко обзавелся нужными связями, чтобы комфортно устроиться на новом месте.
Но одно дело — просто переехать в Польшу, и совершенно другое — переехать в статусе политического эмигранта, одного из лидеров белорусского протестного движения.
За этот «фантик» на Западе готовы платить.
Для «построения новой Беларуси» Латушко собирается создать новую партию. Но в Беларуси, ясное дело, она действовать не будет — этот проект рассчитан на привлечение зарубежных инвесторов.
Белорусский кризис подарил Латушко возможность резко изменить свою жизнь — из «второсортного» чиновника превратиться в борца с «диктатором».
Он своим шансом воспользовался. Вопрос лишь в том, не придется ли со временем об этом пожалеть.