Москва ввела ответные персональные санкции против Евросоюза. В «черный список» попали восемь чиновников и представителей официальных структур ЕС, которым отныне запрещен въезд на территорию Российской Федерации. Среди них двое граждан Латвии и один эстонец, которые отметились на ниве дискриминации русскоязычного населения и искоренения русского языка в своих странах. Проявленное к Прибалтике внимание не соответствует ее политическому весу в ЕС, и для местных властей это серьезный повод насторожиться.
«Евросоюз продолжает политику нелегитимных односторонних ограничительных мер в отношении российских граждан и организаций. Только в марте 2021 года неправомерным есовским ограничениям были подвергнуты шесть россиян», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел РФ.
Ответные санкции не заставили себя долго ждать. В пятницу 30 апреля Москва опубликовала свой список невъездных европейских чиновников.
По какому принципу список формировался, российской МИД не уточняет.
В любом случае, под удар ответных санкций попали политики, которые демонстративно занимают антироссийские позиции.
Это председатель Нацсовета Латвии по электронным СМИ Иварс Аболиньш, директор Центра государственного языка Латвии Марис Балтиньш, член французской делегации в ПАСЕ Жак Мэру, руководитель прокуратуры Берлина Йорг Раупах, председатель Европарламента Давид Сассоли, глава шведской Лаборатории химической, биологической, радиационной и ядерной безопасности Исследовательского института тотальной обороны Осе Скотт, глава Языкового департамента Эстонии Ильмар Томуску, зампред Европейской комиссии по вопросам ценностей и транспарентности Вера Юрова.
Брюссель на эту новость отреагировал довольно нервно. «Европейский союз солидарен со всеми этими людьми, — заявил глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель. — Действия России не помешают ЕС продолжать отстаивать права человека, демократию и международное право или привлекать к ответственности виновных в нарушениях прав человека. (...) Это решение показывает, что РФ до сих пор выбирает путь конфронтации вместо того, чтобы стремиться повернуть вспять негативную траекторию отношений между ЕС и Россией».
Удивительная логика: «негативную траекторию отношений» задает Европа, фактически объявляя Москве дипломатическую войну, а «поворачивать вспять» эту траекторию должна Россия.
Ударили по правой щеке — подставь левую.
«ЕС оставляет за собой право принять соответствующие меры в ответ на решение российских властей», — говорится в совместном заявлении главы Европейского совета Шарля Мишеля, главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и председателя Европарламента Давида Сассоли. О том, что Россия сама отвечает на откровенно враждебные действия ЕС, чиновники не упоминают.
Госсекретарь США Энтони Блинкен пошел еще дальше и объяснил мотивацию Москвы. По его мнению, санкции против граждан ЕС — это «очередная попытка запугать критиков». Оно и понятно: запрет на посещение России для европейских политиков очень страшен!
С другой стороны, негодование европейцев можно понять. Слово «санкции» в их лексиконе ассоциируется с чем-то постыдным и скандальным. Санкции — это клеймо, которое «цивилизованный» мир ставит на тех, кто нарушает международное право, пренебрегает общечеловеческой моралью и прочее. Естественно, попадать под действие ответных ограничительных мер (кто бы их ни вводил) гражданам ЕС неприятно.
Не стоит также забывать, что персональные санкции сродни предупредительному выстрелу в воздух. За ними, как правило, следуют более жесткие меры.
Именно так в случае с Россией действовал сам Евросоюз в 2014 году: сначала бил по отдельных людям из окружения Путина, которых считал виновными в «аннексии» Крыма и «вторжении» на юго-восток Украины, а затем попытался поломать «хребет» российской экономике.
С Беларусью сейчас происходит то же самое. Евросоюз несколько раз расширял «черный список» белорусских чиновников. В третьем пакете санкций оказались уже семь юридических лиц. США тем временем приняли решение о возобновлении ограничительных мер против 9 крупных белорусских предприятий «по причине нарушения прав человека».
Если аналогичным образом будет действовать Россия, то отдельные европейские компании столкнутся с серьезными проблемами.
Об этом уже заговорили чешские эксперты. Глава Союза промышленности и транспорта Чехии Ярослав Ганак признает, что российские санкции могут ухудшить экономику его страны и остановить работу организаций, которые помогают чешским компаниям выходить на рынок РФ. А зампред Ассоциации экспортеров Чехии Отто Данек прогнозирует трудности с импортом и рост стоимости энергоресурсов.
Каким странам стоит насторожиться в первую очередь? Ответ на этот вопрос станет очевиден, если присмотреться к списку невъездных в Россию европейских чиновников.
Трое из восьми — это представители Прибалтики. Проявленное к ним внимание явно не соответствует политическому весу Латвии и Эстонии в Евросоюзе. При этом все трое работают на ниве искоренения русского языка и дискриминации русскоговорящих жителей своих стран.
Рига обратила внимание на этот факт и назвала российские санкции «попыткой оказать давление на Латвию в сфере политики государственного языка и информационной политики».
В принципе, с этой формулировкой можно согласиться. В последние годы Латвия целенаправленно уничтожает русское образование и борется с оппозиционными журналистами, которые для коммуникации с аудиторией используют «вражеский» язык.
Кремль ясно дал понять, что не собирается закрывать на это глаза. Крошечная Латвия стала единственной страной ЕС, от которой в «черный список» России попали сразу два представителя.
Литву, напротив, в этот раз пронесло. На первый взгляд это может показаться нелогичным, поскольку совсем недавно гражданину России Юрию Мелю по делу о событиях 13 января 1991 года возле Вильнюсской телебашни продлили срок заключения до 10 лет. Уже на основании этого Москва могла бы рассмотреть возможность и персональных, и экономических санкций против прибалтийской республики.
Однако не стоит торопить события. Литовскими судьями, которые вынесли заведомо неправомерный приговор Мелю, занимается российская Фемида. Обвинительный приговор не за горами.