Светлана Тихановская — лицо белорусской оппозиции и главный герой спектакля, финалом которого должно было стать свержение президента Лукашенко. История знает немало примеров, когда проигравшие претенденты на высший государственный пост объявляют себя «народными лидерами». Но в Беларуси это звание присваивает человек, не имеющий никаких политических установок. Оппоненты Лукашенко специально выставили против него максимально слабого и никчемного кандидата. В этом и заключается феномен Светланы Тихановской.
«Все вы знаете: Светлана Тихановская не политик, у меня нет программы изменения Беларуси, но она есть у мужчин, которые не были допущены к предвыборной гонке. Мне не нужна власть. Я хочу детей, мужа и дальше жарить свои котлеты. Вы будете голосовать за Тихановскую — но вы не будете голосовать за нее как за политика. Вы будете голосовать за Тихановскую как за грядущие перемены, новые чистые выборы».
Эти слова, произнесенные незадолго до президентских выборов в Беларуси, несколько озадачили международную общественность. Да и самих «змагаров», вероятно, не радовала перспектива отдавать голос за кандидата, который хочет «дальше жарить свои котлеты».
С таким же успехом объединенным кандидатом от оппозиции мог стать, к примеру, осел. Он тоже в политику не лезет — предпочитает жевать свое сено.
Но задумка противников Лукашенко в том и состояла. По уровню компетенции его главный конкурент на выборах не должен был превосходить условного осла. В данном случае сработал принцип: «Чем хуже, тем лучше».
Логику оппозиции можно понять. Изначально противостоять Лукашенко должны были, как минимум, два сильных кандидата — опытный дипломат, один из основателей Парка высоких технологий Валерий Цепкало и многолетний председатель правления «Белгазпромбанка» Виктор Бабарико. На молодежный электорат ориентировался «белорусский Дудь» — видеоблогер Сергей Тихановский (муж Светланы). Всех троих не допустили до участия в выборах.
По идее, после этого объединенная оппозиция могла смело бойкотировать процесс голосования. Но она все же решила сыграть по правилам Лукашенко. На арену вышли жены Валерия Цепкало, Виктора Бабарико и Сергея Тихановского, а последняя зарегистрировалась кандидатом на выборы президента.
Почему именно она? Позже стало понятно, что Мария Колесникова — супруга Бабарико — лучше подходит на эту роль. Она быстрее соображает, лучше говорит, увереннее чувствует себя на публике.
Однако белорусская оппозиция в таком кандидате уже не нуждалась — она целенаправленно выставляла против Батьки самое никчемное из того, что было в ее распоряжении.
«Вы отсеиваете сильных кандидатов? Не беда, нашим кандидатом станет Тихановская — народ будет голосовать за нее, лишь бы не голосовать за Лукашенко». На это и делался расчет.
Конечно, не в первый раз человек без какого-либо политического бэкграунда пытается сходу запрыгнуть в кресло президента. За примером далеко ходить не надо — Зеленский на Украине. С другой стороны, лидер «95 квартала» до победы на выборах все же был популярным артистом, успешным бизнесменом, миллионером. Его знала и любила без преувеличения вся страна. А каким «стартовым капиталом» для политического рывка обладала Тихановская? Никаким.
Закончила филологический факультет Мозырского государственного педагогического университета, работала секретарем и переводчицей, воспитывала детей. Вот, пожалуй, и вся биография «народного лидера Беларуси».
Если Зеленский, участвуя в выборах, декларировал желание стать политиком и научиться управлять государством, то Тихановская вообще не собиралась реализовывать свои президентские полномочия.
Вся ее предвыборная программа сводилась к обещанию принять меры для «сохранения стабильности в стране и создания условий для проведения честных выборов». Хотя и без демагогии не обошлось («Руководители всех уровней должны уважать людей», «Главное богатство нашей страны — ее люди», «Независимость — наша абсолютная ценность»).
После выборов карьера Тихановской продолжилась на Западе, где ее приняли с распростертыми объятьями, предоставили жилье, поработали над ее имиджем. Внешне Светлана действительно стала походить на респектабельного европейского политика, но грамотно излагать свои мысли не научилась.
Да и мыслей в ее голове с августа прошлого года, судя по всему, не прибавилось. Тихановская так и осталась кандидатом-«пустышкой», который транслирует одни и те же шаблонные тезисы.
Ни США, ни страны Евросоюза (за исключением Литвы) не признали ее «президентские» полномочия. И это логично: если Запад не признает законность выборов, то определить их победителя невозможно. Сама Тихановская тоже не называет себя президентом. На ее официальном сайте используется формулировка «избранный лидер демократической Беларуси».
Политическая деятельность «избранного лидера» заключается главным образом в поездках по разным странам Европы и проведении бессмысленных переговоров с их представителями.
К примеру, на момент подготовки этого материала Тихановская находится с рабочим визитом в Риме. Мэру итальянской столицы Вирджинии Раджи, помимо прочего, она предложила «организовать выставку или иное мероприятие, посвященное ситуации в Беларуси». А еще они обсудили «поддержку женского движения». В общем, вопросы очень важные — прямо-таки животрепещущие!
Тихановская поддерживает абсолютно любые инициативы, направленные против режима Лукашенко. В частности, именно она лоббирует введение жестких санкций против белорусских предприятий. И неважно, что тому же «Беларуськалию» после победы «демократии» будет чрезвычайно сложно вернуться на мировой рынок удобрений. Тихановскую такие «мелочи» не интересуют — она живет в логике борьбы с белорусской властью, где все средства хороши.
Впрочем, «избранного лидера» окружает целая команда советников и соратников, которые генерируют политические смыслы. От имени Тихановской был разработан проект новой Конституции Беларуси. Самый скандальный пункт этого документа звучит так: «Уважая право каждого выбирать язык общения, государство осуществляет меры по расширению использования белорусского языка для последующего придания ему в Конституции статуса единственного государственного языка».
Заметим, что в предвыборной программе Тихановская обещала вынести на референдум вопрос возвращения Конституции 1994 года, в которой русский язык имел статус государственного (без всяких оговорок).
Это отнюдь не единственный пример того, как лидер белорусской оппозиции дрейфует вправо.
Ранее она признала Крым украинским, фотографировалась со скандальным депутатом Верховной Рады Алексеем Гончаренко, назвала День защитника Отечества «навязанным праздником».
«Режим никогда не сможет задушить протестный дух. Люди самоорганизовываются: рабочие готовят стачку, активисты ищут безопасные формы сопротивления. Мы уже год сохраняем единство демократических сил», — заявила Тихановская в Риме.
В действительности никакого единства в рядах оппозиции больше нет. Штаб Виктора Бабарико создает партию «Вместе», альтернативные политические проекты продвигают Павел Латушко и Валерий Цепкало. Координационный совет — некогда главный орган сопротивления Лукашенко, созданный по инициативе Тихановской — стремительно теряет политический вес.
Одну из причин провала «претесной весны» эксперты видят в том, что лидеры оппозиции не смогли договориться между собой, когда должны возобновиться уличные акции.
Проект «Тихановская» был, несомненно, оригинальной попыткой отправить Лукашенко на пенсию. Но продолжать его бессмысленно. Вероятно, в перспективе двух-трех лет карьера «избранного лидера демократической Беларуси» завершится, так и не начавшись.