Член Наблюдательного совета АО «Укрзализныця», литовец Адомас Аудицкас стал фигурантом громкого коррупционного скандала. Национальная полиция Украины подозревает его в организации преступной схемы поставок вагонов из России в обход режима санкций. По версии следствия, именно гражданин Литвы был главным источником коррупции в «Укрзлизныци». Примечательный скандал на фоне визита в Киев глав МИД стран Прибалтики, которые в очередной раз будут выставлять себя перед украинцами «адвокатами европейского выбора».
«Установлено, что служебные лица "Укрзализныци", действуя под давлением членов Наблюдательного совета этой компании, в 2020 году вступили в сговор с должностными лицами ООО «Альфара», «БГС Рейл» и «Пиеспи Капитал», действуя вопреки требованию постановления Кабмина от 30 декабря 2015 года №1147, способствовали ввозу на территорию Украины вагонов из Российской Федерации с целью получения неправомерной выгоды для себя и других лиц», — говорится в определении суда.
Как выяснилось, уголовное дело было начато еще 3 ноября 2020 года.
Со временем правоохранители пришли к выводу, что ключевую роль в организации коррупционной схемы играл Адомас Аудицкас. Вероятно, именно ему принадлежала идея завозить из России санкционные вагоны и ставить их на учет по поддельным документам.
Сколько на этом заработали члены Наблюдательного совета «Укрзализныци», пока неизвестно. Но суммы явно «недетские». Известно, что одна только «Альфара» приобрела у АО «Русагротранс» 1 900 вагонов-зерновозов.
По месту нахождения рабочего места Аудицкаса в Киеве были проведены обыски.
Самое забавное, что всего за несколько дней до этого литовский реформатор давал интервью изданию «Новое время» и рассказывал о предстоящей трансформации «Укрзализныци». В тексте публикации находим такие слова: «Радикально изменить ситуацию без радикальных решений — невозможно. К сожалению, полностью побороть коррупцию в компании пока не получается. Но даже если УЗ решит операционные и коррупционные проблемы, это не решит проблемы компании. Я не говорю, что этими проблемами не нужно заниматься, и мы уделяем им много внимания. Но есть системные проблемы. Они связаны с нашими доходами и расходами».
Теперь понятно, что Аудицкас и его литовская команда действительно много внимания уделяли «коррупционным проблемам».
Держали, так сказать, руку на пульсе! А почему бы и нет? С обложки журнала «Новое время» на нас смотрит стильно одетый молодой мужчина модельной внешности. Он — бывший заместитель министра экономики Литвы в кабинете Андрюса Кубилюса, экс-председатель энергетического холдинга Lietuvos Energija.
Перспективный менеджер и политик. Почти восходящая звезда. Что он забыл на Украине, кроме баснословных заработков, которые ему не светят в родной Литве?
Аудицкас — один из «варягов», то есть зарубежных специалистов, которые приехали «реформировать» Украину после победы Майдана. Конкретно его «подтянул» бывший министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичюс. Сначала — на должность своего советника. Аудицкаса презентовали как уникального молодого реформатора.
Первая «слава» на Украине пришла к Аудицкасу после того, как он предложил в разы поднять зарплаты руководителям государственных предприятий.
«Никто не хочет работать за такие деньги. Официальная зарплата — 1 500 долларов для директора крупной компании — это очень мало. В частном секторе руководитель крупной компании получает где-то полмиллиона долларов в год», — жаловался советник Абромавичуса.
Надо сказать, что собственное материальное положение он вскоре поправил. При деятельном участии Аудицкаса на Украине проходила реформа корпоративного управления.
Был принят закон, по которому большинство в наблюдательных советах должны составлять «независимые эксперты» с заоблачными зарплатами. Одним из них, разумеется, стал сам Аудицкас.
Сегодня он «наблюдает» за деятельностью сразу двух государственных предприятий: «Укрзализныци» и ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ), которое по факту приступило к работе только 1 января 2020 года. А Наблюдательный совет был создан в феврале 2018-го, и всё это время Аудицкасу выплачивали заработную плату.
О каких суммах идет речь? Депутат Верховной рады Ольга Василевская-Смаглюк публиковала в соцсетях данные о зарплатах членов Наблюдательного совета «Укрзализныци»: с 1 сентября 2018 года по 30 апреля 2020 года литовский «реформатор» заработал почти 3,1 миллиона гривен. А в феврале 2020-го сам Аудицкас задекларировал ежемесячный доход в размере 412,5 тысяч гривен.
Всего-то в 50 раз больше, чем получает среднестатистический украинец. Только украинец работает, а литовец паразитирует на государственном бюджете чужой страны.
Но и этих денег Аудицкасу, видимо, не хватало.
Похожая история приключилась с бывшим министром транспорта Польши Славомиром Новаком, который при Порошенко возглавил Государственное агентство автомобильных дорог Украины «Укравтодор». Тоже красавец-реформатор, который погорел на коррупции.
В прошлом году сотрудники Центрального антикоррупционного бюро в Гданьске задержали его и предъявили обвинения по нескольким уголовным статьям. Новака уличают в вымогательстве, продаже контрактов частным субъектам на Украине, «отмывании» полученных во время этих преступлений средств.
Примечательно, что в самой Польше Новак тоже «проштрафился». Пост министра транспорта он покинул из-за недостоверного декларирования имущества. А потом была обнародована запись разговора, во время которого Новак обсуждал с замминистра финансов схему сокрытия своих доходов.
С Аудицкасом приключилась другая беда: в 2013 году, будучи временным администратором банка Ūkio bankas, он нанял адвокатскую компанию Reidla Lejins & Norcous, в которой сам же и работал. Ставка — 100 тысяч евро в неделю.
Возможно, именно после этой истории Аудицкас решил пересидеть уголовное разбирательство на Украине.
Сидит до сих пор — где еще литовскому «реформатору» будут платить десятки тысяч долларов за участие в совещаниях, которые проводятся исключительно для галочки?
Казус Аудицкаса — лишнее подтверждение того, что наблюдательные советы на Украине стали «дойными коровами» для нечистоплотных европейских политиков. В нищей стране они зарабатывают больше, чем их коллеги на Западе.
Хотя слово «зарабатывают» здесь неуместно. Правильнее сказать «воруют». Даже если речь идет об узаконенном воровстве.