Военное напряжение вокруг Украины и Донбасса нарастает. Минобороны РФ заявляет о переброске кораблей НАТО в Черное море. США выражают полную поддержку официальному Киеву в его противостоянии с Россией. Кому и зачем нужна эскалация конфликта в Донбассе, хочет ли Украина войны и чего добивается Владимир Зеленский, аналитическому порталу RuBaltic.ru рассказал украинский политолог и политтехнолог, директор Центра политического маркетинга (Киев) Василий Стоякин.
— Г-н Стоякин, 2 апреля состоялось самое долгожданное для президента Украины событие за последние месяцы — ему позвонил президент США! До этого Владимир Зеленский весь извелся в непонимании: почему не звонит «хозяин», что он делает не так? Наконец, «чудо» свершилось! Чего, по-Вашему мнению, выжидал Джозеф Байден, и что изменилось после их разговора?
— Для президента США Джозефа Байдена, учитывая густой коррупционный шлейф украинской части его биографии, было бы желательно вообще не демонстрировать хоть какой-то интерес к Украине.
Вся эта история звонка Байдена Зеленскому показывает нам, как полностью зависимые страны умеют манипулировать теми, от кого они зависят.
Обострение ситуации в Донбассе заставило хозяина Белого дома реагировать, и он вынужденно это сделал, хотя этого ему явно не хотелось.
По большому счету, Байден не сказал ничего нового или оригинального — лишь повторил традиционные ритуальные фразы о всенепременной поддержке Украины. Но говорить об изменении политики Вашингтона было бы преждевременно.
— В тот же день, 2 апреля, под Енакиево погиб 4-летний Владик Дмитриев. В Донецке обвинили в убийстве ВСУ (Вооруженные силы Украины — прим. RuBaltic.Ru). Родственники мальчика полагают, что смерть принес украинский дрон. В Киеве долго молчали, но потом заявили о непричастности ВСУ — мол, место происшествия слишком далеко от линии соприкосновения. В соцсетях появились мнения, что это провокация с целью разжечь войну. Правда, не уточняют, кто заказчик, называется даже некая «третья сторона». По-Вашему мнению, кто это может быть?
— И Вашингтон, и Киев хотели бы заставить Россию пойти на уступки в вопросах выполнения Минских соглашений. Но это только для начала, разумеется. В случае если бы Москва дала слабину, от нее начали бы требовать еще что-нибудь. В то же время ни Вашингтону, ни Киеву не хотелось бы доводить дело до прямого военного столкновения.
Последствия для России были бы крайне негативными, но фактически такое развитие событий привело бы к краху нынешней киевской власти и утрате Вашингтоном возможности использовать Украину в игре против РФ.
Потому конфликт должен быть управляемым и не должен переходить в прямое военное столкновение.
Обратите внимание, сейчас Киев уже переключился на другую тему. В вопросе военного конфликта пошли на попятную, зато теперь запугивают вступлением Украины в НАТО. И это при том, что США и Турция стараются по этому поводу молчать, а Германия ясно выразила свое недовольство.
— Тем временем напряженность в Донбассе растет — приготовления и передислокации идут с обеих сторон. Западные наблюдатели сравнивают ситуацию с обстановкой в Грузии накануне пятидневной войны 2008 года. Вы согласны с такой аналогией?
— Я полагаю, что большой войны не будет, но в то же время и выполнение Минских соглашений давно уже невозможно. Самопровозглашенные республики Донбасса зависнут в том же статусе, в котором Абхазия и Южная Осетия находились с начала 1990-х по 2008 год.
Напомню, что Зеленский своим указом ввел в действие Стратегию военной безопасности республики. В ней утверждается, что Российская Федерация остается военным противником Украины, осуществляющим вооруженную агрессию против нее. Смысл этой Стратегии по-простому описал Леонид Кравчук: «Если Россия рискнет расширить агрессию, она встретит очень жесткое сопротивление со стороны Украины, и не только».
Документ сразу же справедливо раскритиковали из-за недостаточной конкретики, что, собственно, справедливо. Да и нового в этой Стратегии нет — все соответствующие документы были приняты еще при Петре Порошенко, Зеленский лишь еще раз подтвердил, что верен курсу, проложенному его предшественником.
А это еще один шаг в направлении принципиального отказа от мирного урегулирования конфликта в Донбассе.
Один из самых больших «патриотов» Украины Андрей Билецкий утверждает, что отразить российскую агрессию может только вооруженный народ. В качестве примера он ссылается на Афганистан, который в условиях отсутствия экономики, да и, в сущности, самой цивилизации, «вышвыривает со своей территории уже третью сверхдержаву».
Это действительно мечта украинского «патриота» — никакой экономики, никакой культуры. Садок вишневый коло хаты и туалет под кустом. И «государство» в виде толпы вооруженных «патриотов».
Поэтому не стоит удивляться тому, что каждая попытка украинцев построить собственное государство заканчивалась гуманитарной оккупацией.
Но не потому, что соседи агрессивные, а потому, что «патриоты» такие.
— Кремль занял жесткую позицию по перспективе встречи в «нормандском формате»: там не видят смысла встречаться, пока не выполняются Минские соглашения и решения парижской встречи от 9 декабря 2019 года. Состоялась видеоконференция по Донбассу глав России, Франции и Германии «на троих», без Зеленского — к огромному его сожалению. Будет ли от этого толк: есть ли у Меркель и Макрона рычаги влияния на президента Украины»?
— Весь опыт работы «нормандского формата» показал, что даже если у Германии и Франции есть возможность повлиять на Киев иначе, чем «отеческим убеждением», пользоваться ею они не будут. Меркель и Макрону невыгоден большой конфликт из-за Донбасса, к тому же с утратой части территории Украины и тяжелейшим внутриполитическим кризисом.
Но формальная победа России для них тем более крайне нежелательна.
Потому, собственно, нормандские «танцы» вокруг Минска и продолжаются столько лет.