Представители высшего политического и военного руководства Украины исключили возможность наступления в Донбассе, мотивировав это тем, что там живут «наши люди». Всего пару недель назад ровно те же люди заявляли о готовности Киева идти в полномасштабное наступление и «деоккупировать» Донбасс силой. После этого Кремль словом и делом дал понять, что в случае развязывания большой войны Россия покончит с Украиной как с государством, и ни Киев, ни Запад оказались не готовы к такому повышению ставок. Москва заявила новые правила игры: она не позволит устраивать в своем приграничье «маленькие победоносные войны» для симулирования патриотизма у населения лимитрофов и оправдания стратегии «сдерживания России».
«ВСУ сегодня готовятся к разным вариантам и, конечно, мы готовимся к наступлению. Мы создаем учебные базы, нам помогают партнеры. Потому что по-другому нельзя. Если вы спросите, мы сегодня готовы? Готовы», — говорил в конце марта о будущей войне главнокомандующий Вооруженными силами Украины Руслан Хомчак.
Тогда глава ВСУ сказал о новой войне главное.
Украинские военные к ней «готовы в первую очередь морально».
Осталось решить лишь некоторые технические нюансы. «Донецк — это многомиллионный город, если пойдем в наступление, то есть риски, что погибнет много гражданского населения. Надо оценить риски. Если мы будем сегодня воевать с теми, кто там есть, — конечно, у нас есть очень много шансов достичь цели. Но мы понимаем, кто против нас встанет… Мы это видели в 14-м году», — говорил Хомчак.
Сказано откровенно, без ложного стеснения. Если на помощь Донбассу придет Россия, то победоносный поход украинской армии с высокой долей вероятности ждет сокрушительное фиаско. Если же против доблестных украинских вояк будут только мирные жители и местное ополчение без серьезной поддержки с востока, то можно и немножко повоевать.
Спустя пару недель после таких отчаянных откровений официальный Киев провозглашает, что и в мыслях у него никакой войны не было, и ни о каком наступлении в Донбассе не может быть и речи.
Тот же самый Руслан Хомчак уверяет, что военный сценарий освобождения Донбасса неприемлем для Киева, потому что вероятные потери среди военных и гражданских будут неприемлемо велики. Впрочем, представитель военного командования Украины всё время подчеркивает, что он — человек подневольный. Будет приказ верховного главнокомандующего — пойдет воевать.
Но в том-то и дело, что в ставке верховного главнокомандующего Украины градус боевого задора последних недель тоже устремился к нулю.
В офисе Владимира Зеленского разом вспомнили и про безальтернативность мирных переговоров, и про «нормандский формат», и даже про возможность личных договоренностей глав Украины и России.
«Дело в том, что Украина просто не может наступать на свою территорию и не может бороться со своими людьми», — оценила вероятность наступления ВСУ в Донбассе пресс-секретарь президента Украины Юлия Мендель, после чего стало известно, что Зеленский просит Путина о двусторонних переговорах.
Жители Донбасса внезапно стали для руководства Украины «своими людьми» после того, как украинская армия месяц стягивала к линии соприкосновения новые силы, занималась минированием территории и обстрелами населенных пунктов, что привело, помимо прочего к гибели четырехлетнего ребенка.
Теперь же даже встреча с Путиным «без старших» не кажется Зеленскому чем-то таким уж ужасным, а его люди путают общественность комментариями, из которых можно сделать вывод, что война в Донбассе — гражданская. Что же такого случилось за эти недели, что политика Киева совершила такой кульбит?
Произошла же очень простая вещь.
Россия прямо дала понять, что в случае развязывания войны Украину ждет война не с Донбассом, а с Россией, которая покончит с существованием украинского государства.
«Я поддерживаю те оценки, которые есть и внутри Украины о том, что начало боевых действий — это начало конца Украины. Это выстрел себе в ногу», — прокомментировал происходящее в юго-западном приграничье России заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак и подтвердил, что если Украина попытается осуществить в Донбассе «хорватский сценарий», защиту окажет российская армия.
Принципиально, кто подал сигнал Москвы: не МИД, который реализует внешнюю политику РФ, а Кремль, где принимаются стратегические решения.
Фактический заместитель Путина по постсоветскому пространству намекнул, что в случае нападения на Донбасс Россия готова избавить себя от Украины как явления и заплатить причитающиеся за это издержки. Чтобы такая позиция не выглядела голословной, к границе с Украиной последние дни стягивались российские войска, которые и сейчас стеной стоят вдоль границы, гарантируя своим присутствием безальтернативность мирного сценария урегулирования конфликта.
Россия на примере Украины установила новые правила игры в ближнем зарубежье: она никому не позволит устраивать в своем приграничье «маленькие победоносные войны».
Ведь смысл планировавшейся в Киеве военной операции был именно в этом. Зеленский в самом деле не собирался штурмом брать миллионный Донецк. Такая задача для нынешней Украины непосильна, а ее президенту и не нужна.
Владимир Зеленский по природе своей не полководец, не государственный деятель и даже не политик. Он шоумен. В этом году Зеленский нашел, как ему кажется, верное средство спасти свой тонущий рейтинг: стать еще большим «ястребом», чем Петр Порошенко.
Травля олигарха Виктора Медведчука и запрет его телеканалов, судя по социологии, понравились многим украинцам. Следующий логический шаг — небольшая войнушка в Донбассе. Не война, а именно войнушка.
Немножко пострелять, немножко поубивать, продвинуться немножко вглубь неподконтрольной территории, попозировать на фоне отвоеванных деревень, сделать селфи в военной форме (галочка «сделано»). От подобных манипуляций рейтинг Зеленского рванет круто верх, можно будет объявить «перемогу» над «террористами» и стоящей за ними Москвой, а ближе к очередным выборам — повторить.
Опять же, западные кураторы от такого поведения не только обратят, наконец, внимание на Зеленского, но и скажут ему большое спасибо. Потому что Россию снова пора усиленно «сдерживать», а информационная машина Запада настроена так, что в любых военных конфликтах на постсоветском пространстве априори виновата Москва, потому что потому.
Новая война в Донбассе — идеальный повод и ввести новые санкции против России, и закрыть уже раздражающую тему о возможности вакцинации жителей стран НАТО от коронавируса российским «Спутником V».
Помощь Киеву при том будет чисто символическая, потому что и сама военная операция будет чисто символическая.
Запад оказался не готов к столь резкому повышению ставок, когда на кровавое шоу для поднятия рейтингов Кремль оказался готов ответить полноценной войной с последующей ликвидацией Украины как государства.
Пока не готов. Теперь Монс (пригород Брюсселя, где расположена штаб-квартира НАТО — прим. RuBaltic.Ru) с Пентагоном будут планировать военные провокации в приграничье России, исходя из ее готовности к конвенциональной войне с провокатором. Россия к этому тоже должна быть готова.