Украина отказалась участвовать в переговорном процессе по урегулированию конфликта в Донбассе, если он и дальше будет проходить в Минске. Это решение Киева выбивает из-под ног Беларуси главную основу ее внешнеполитической идеологии миротворческой переговорной площадки и «донора безопасности» в Восточной Европе, которая была сформулирована после подписания в белорусской столице Минских соглашений.
«Мы категорически сообщили, что не будем участвовать в заседаниях ТКГ (трехсторонней контактной группы — прим. RuBaltic.Ru), если вдруг завершится карантин и будет предложено продолжить консультации, как и ранее, в Минске. Мы объяснили, что украинская делегация не будет направлять своих членов в Минск для встреч в реальной жизни», — заявил вице-премьер Украины по вопросам реинтеграции «временно оккупированных территорий» Алексей Резников о возобновлении после пандемии очных переговоров по урегулированию конфликта в Донбассе.
По мнению Резникова, Беларусь занимается вражеской риторикой, находится под давлением России, и Украина не может доверять подобной стране. Ранее в Киеве вообще назвали Беларусь «холуем» РФ.
Понятно, что после таких заявлений украинская делегация на переговоры по Донбассу в Минск ни ногой.
Для мирных переговоров Украина будет искать «другую страну и другой город».
Применительно к украинской проблематике — не бог весть какая новость. Какая разница, где именно Украина будет заниматься профанацией Минского процесса: в Минске, в Женеве — да хоть в Вашингтоне. Главное, что она в любой точке мира будет саботировать Минские соглашения и вести дело к «хорватскому сценарию» реинтеграции Донбасса.
Совсем другое значение имеет точка в Минском процессе на территории Минска для Беларуси.
Из-под ног Беларуси выбивают ту основу, на которой была построена вся идеология внешней политики этой страны после кризиса 2014 года на Украине.
Беларусь — «донор безопасности» в Восточной Европе, посредник-медиатор в мирном урегулировании и нейтральная переговорная площадка: все эти идеи выросли из Минских соглашений Путина, Меркель, Олланда и Порошенко. Всем перечисленным было не так важно, где именно по этим соглашениям договариваться. В отличие от руководства Беларуси, для которого было принципиально, что подписанные соглашения — именно Минские.
Причастность к историческим событиям отодвинула для руководства Беларуси на второй план и суть подписанных в Минске соглашений, и то, выполняются они или нет. Процесс был равноценен результату. Даже если Минские соглашения — абсолютно мертвая бумага, принадлежность к Минскому процессу должна легитимировать «последнюю диктатуру Европы» на Западе и делать Александра Лукашенко равноправным членом международного сообщества.
Запад эту наивную уверенность некоторых кругов в Минске, что внешнюю легитимность он раздает не за лояльность себе, а за миротворческую активность, использовал для аккуратной коррекции внешней политики Беларуси.
Главная мысль: если Минск хочет быть посредником между конфликтующими сторонами, он должен быть беспристрастен и не погружен в конфликт сам. А как такое возможно, если Беларусь — официальный военный союзник России?
Единственное возможное решение — выйти из Союзного государства и Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ).
Стать нейтральными не на словах, а на деле.
Такая тактика применялась более пяти лет и давала плоды. В отношении Донбасса и Крыма Минск определил свою официальную позицию как ситуационный нейтралитет. То есть Беларусь не за Россию и не за Украину — она над схваткой и хочет всех помирить. Союз с Москвой в данном случае не означает каких-либо выводов и не предполагает обязательств.
В отношении внешней политики в целом официальным курсом была заявлена многовекторность. Это значит, что Беларусь в международных отношениях — сама по себе и развивает отношения со всеми. Принадлежность Беларуси к тем или иным интеграционным образованиям в этом процессе вторична, как и отношения тех или иных международных партнеров с союзниками по ОДКБ.
Деформация затронула даже внутреннюю политику.
Благодаря «ситуационному нейтралитету» и «многовекторности» в Минск зашли западные политические НКО из тех, что специализируются на подготовке цветных революций, а белорусский национализм вышел из подполья и попал в высокие кабинеты.
«Змагары» начали восприниматься противовесом русофильским настроениям большинства белорусов, которые ограничивают свободу маневра на внешней арене. К тому же европейские партнеры просят проявлять больше толерантности к оппозиции.
Что же касается неправительственных организаций, то какими бы сомнительными конторами ни были Джеймстаунский фонд или Фонд Аденауэра, но США и Европа делегировали им диалог с Минском. Придется потерпеть их деструктивную деятельность в Беларуси. Не разрушать же самим отношения с Западом, которые только-только стали налаживаться?
Для чего на самом деле Западу была нужна внутренняя и внешняя многовекторность белорусского руководства, стало понятно после 9 августа 2020 года.
Сейчас США и ЕС считают поставленные задачи достигнутыми, и даже такая фундаментальная «замануха» для Беларуси, как Минск в качестве нового Хельсинки, в котором великие державы ведут переговоры о мире на нейтральной площадке, становится неактуальна.
Вы спросите, как же это задачи достигнуты, если Лукашенко по-прежнему президент, союз Беларуси с Россией стал кратно крепче, а с иностранными НКО получено «разобраться»? Все правильно: западные операторы белорусской политики считают, что все уже получилось. Не удался только блицкриг, а так удар, нанесенный по Лукашенко, смертелен.
Не сегодня, так завтра, а не завтра, так через несколько лет — рано или поздно активная часть белорусского общества свергнет «последнего диктатора Европы» и потом уже не забудет, что все эти годы «сообщество демократий» было на стороне оппозиционных белорусов в их великой борьбе.
При таком отношении сохранение за собой столь мощного инструмента шантажа белорусской власти, как угроза отказа от Минска как от переговорной площадки по Украине, становится менее важным, чем возможность лишний раз донести до белорусской аудитории, что Лукашенко не признают легитимным и не желают иметь с ним дела.
Поэтому Украине дано распоряжение заартачиться и наотрез отказаться обсуждать выполнение «Минска» в Минске.
Сама Украина без западных посольств, разумеется, подобных решений не принимает. Цель западной работы по Беларуси сводится к тому, чтобы самостоятельных решений не принимала и Беларусь.
В этом главная ошибка тех, кто думал, что можно отойти от союза с Россией, но сохранить власть Лукашенко и независимость Беларуси. При продолжении многовекторности не будет ни союза с Россией, ни Лукашенко, ни независимой Беларуси.