Беларусь вводит ответные санкции против стран, вводивших против нее ограничительные меры в последние месяцы. Под запрет попадает импорт отдельных видов товаров и услуг. В первую очередь белорусские контрсанкции бьют по западным соседям Минска из Евросоюза — Польше и в особенности странам Прибалтики, для которых Беларусь играет важную роль в структуре внешнеэкономических связей. Прибалтийские санкции против Беларуси давно стали привычной практикой, но теперь и Беларусь начинает применять меры экономического воздействия против Литвы и Латвии.
Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал указ «О применении специальных мер» 30 марта. Указ Лукашенко предписывает ввести запрет на «ввоз в страну отдельных категорий товаров, а также на импорт работ (услуг), выполняемых юридическими и физическими лицами государств, принявших специальные меры (санкции) в отношении белорусских юридических или физических лиц».
Помимо государств, в указе № 128 упоминаются объединения государств, вводившие санкции против Республики Беларусь. Иными словами, Европейский союз.
Какие импортные товары и услуги запретят ввозить на территорию Беларуси, должен определить Совет министров республики. Он же определит перечень физических и юридических лиц из ЕС, на которые распространяются белорусские ответные меры.
По кому в первую очередь ударят контрсанкции Минска? На этот вопрос очень легко ответить.
В наибольшей степени экономическое сотрудничество с белорусами в ЕС развито у их непосредственных соседей — Польши и стран Прибалтики; эти же страны активнее всех добивались в Брюсселе санкций против «последней диктатуры Европы».
Опять же, эти страны считают своим долгом подавать пример решительности остальной Европе, вводя против Беларуси свои национальные санкции, причем координируя эту деятельность друг с другом и объединяя свои усилия.
Например, Польша несколько дней назад предложила Латвии и Литве ввести общие экономические санкции против Минска. «Я предложу нашим литовским и латвийским партнерам определенные ограничения в товарообороте, чтобы белорусские власти реально почувствовали, что борьба с поляками должна отразиться на том, каким образом мы на это отвечаем — не только дипломатическими шагами, а также конкретными экономическими шагами», — объяснил эту инициативу премьер-министр страны Матеуш Моравецкий.
Соответственно, введение ответных белорусских ограничений против политических деятелей и бизнес-компаний Польши, Литвы и Латвии будет и наиболее логично политически, и наиболее эффективно экономически.
И в первую очередь этот ответ отразится на белорусских соседях, значение Беларуси в экономике которых является критическим. Намного выше, чем у Польши, не говоря уже о прочих странах ЕС.
Так, для Литвы Беларусь входит в число основных экономических партнеров, занимая 7 место по товарообороту и 6 место по экспорту литовской продукции. В прошлом году Литва поставила в Беларусь продукции на 340 миллионов долларов. Из 3 тысяч компаний с европейским участием, зарегистрированных в Синеокой, литовский капитал есть в каждой шестой.
Менее, но все равно значительным является вклад Беларуси в экономику Латвии. Среди внешнеэкономических партнеров Беларуси Латвия занимает 16 место по товарообороту и 13 место по экспорту. В прошлом году товарооборот Беларуси и Латвии составил 393 миллиона долларов, экспорт латвийских товаров — 84 миллиона долларов. В 322 белорусских предприятиях есть латвийский капитал.
Что касается сферы услуг, то и для Латвии, и для Литвы является критическим сотрудничество с Минском в транзитной отрасли.
Транзит — это 6–7% экономики Литвы. При этом белорусские грузы составляют более трети грузооборота «Литовской железной дороги» и Клайпедского порта. Эти грузы уже начали уходить (нефтепродукты), а «война санкций» означает, что и дальнейший уход почти неминуем.
Потеря белорусского транзита в условиях экономического кризиса и карантинных мер, которые бьют по транзитной отрасли в целом, поставят литовский транзит на грань полного разорения. Аналогичная ситуация в Латвии, где после ухода большей части российских грузов портовая и железнодорожная отрасли живы одной надеждой на белорусских клиентов.
Давние структурные связи Беларуси со странами Балтии давали Минску инструменты экономического воздействия на соседей, внешняя политика которых на белорусском направлении и до 2020 года отличалась деструктивностью и враждебностью. Однако Минск отказывался эти инструменты задействовать, рассчитывая на то, что экономическая взаимозависимость в конечном счете сделает свое дело, и Беларуси удастся сместить акценты в отношениях с Вильнюсом и Ригой и предложить им свою повестку. Конструктивную, прагматичную и добрососедскую.
Теперь Беларусь переходит к мерам экономического давления на Прибалтику, потому что иных решений в нынешних международных реалиях не осталось.
Политическая логика повсеместно вытесняет экономическую. И особенно это заметно по Восточной Европе, которая стремительно превращается в прифронтовую полосу между Россией и НАТО. В таких условиях вопросы геополитической идентичности и распределения по принципу «свой-чужой» всегда будут важнее цифр грузооборота, экономической прагматики и добрососедских отношений.
Прибалтика эту реальность очень давно осознала и приняла. Поэтому Литва, Латвия и Эстония кто с неохотой (Латвия), а кто не задумываясь (Литва), но подставляли под удар свои экономики, когда объявляли Светлану Тихановскую единственным легитимным представителем Беларуси, отбирали у Минска Чемпионат мира по хоккею и выделяли бюджеты для поддержки белорусской оппозиции.
Возможно, Литву с Латвией грела уверенность, что раз Беларусь международную реальность не принимает, то и реальная угроза прибалтийским экономикам не грозит. Ведь они долгие годы — «последняя диктатура Европы», а им всегда в ответ про добрососедство и «ребята, давайте жить дружно».
Теперь и Беларусь вынуждена действовать, исходя из реальности, что означает неминуемый экономический удар по Прибалтике.
Потому что белорусская политика прибалтийских соседей в последние месяцы стала такой агрессивной, что не оставляет другого решения, кроме как нанести ответный удар.