Президент Украины Владимир Зеленский своим указом ввел санкции против украинского гражданина, депутата Верховной рады Тараса Козака, который является владельцем трех ведущих информационных телеканалов страны: ZIK, NewsOne и «112 Украина». Сразу после подписания указа, не ожидая его официального вступления в силу, каналы были отключены. Партия «Оппозиционная платформа — за жизнь» (ОПЗЖ) обвинила Зеленского в грубом превышении полномочий и начинает процедуру импичмента. О том, что будет дальше с оппозиционными телеканалами и Зеленским, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал руководитель молодежного крыла ОПЗЖ, генеральный продюсер телеканала «112 Украина» Артем МАРЧЕВСКИЙ.
— Г-н Марчевский, какие юридические меры Вы лично, телеканал, Тарас Козак, ОПЗЖ предприняли и собираетесь предпринять?
— Мы собираемся бороться в юридической плоскости. Не нужно быть хорошим юристом, чтобы понимать, насколько незаконное, абсурдное и недальновидное решение принял Зеленский. Мы уже обратились в ряд журналистских и правозащитных организаций по всему миру. Нас уже поддержал ряд депутатов в Европарламенте. Мы пойдем в украинские суды, а если не поможет — то и в европейские.
— Ваши лидеры заявили, что не призывают сторонников на митинги. Почему? Это пока считается нецелесообразным?
— Мы знаем, что ряду людей (общественных деятелей, наших активистов и сторонников) уже поступали угрозы от украинских спецслужб и правоохранителей.
Мы прекрасно понимаем, что террористические организации Зеленского, такие как «Национальный корпус» (запрещен в России — прим. RuBaltic.Ru) и «С14» (запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru), уже получили карт-бланш на убийство наших единомышленников.
Мы бы не хотели, чтобы пострадали люди. Но мы обязательно дадим нашим сторонникам возможность высказаться и задать вопросы власти. Раньше они делали это через наши каналы: они могли зайти в прямой эфир из любого города нашей страны и озвучить проблему своего региона.
И несмотря на то, что власть убеждена, что этим людям удалось закрыть рот, это совсем не так. Мы гарантируем нашим зрителям, нашим сторонникам: вы сможете пообщаться с преступной группой Зеленского.
— Какова реакция коллег (украинских и зарубежных) на эту скандальную ситуацию?
— Украинское телевидение — оно ведь очень разное.
И фактически ни один из крупных каналов не мог себе позволить поднимать в эфире темы, которые регулярно освещали мы.
Это коммунальные платежи, которые в 2 раза больше пенсий. Это утечка мозгов, когда молодые специалисты, не найдя себя здесь, уезжают собирать клубнику в Польшу. Регулярное подливание масла в огонь войны со стороны украинских чиновников. Политические расправы, давление и убийства инакомыслящих, травля молодых блогеров. Набирающий обороты нацизм. Пропаганда ненависти.
Обо всем этом мы никогда не боялись говорить и давали нашим журналистам полную свободу в своей работе.
В то же время большинство украинских журналистов вынуждены работать по «темникам», снимать километры «великого строительства», счастливую жизнь «хороших» людей во власти.
У нас всегда были лучшая техника, современные решения и все условия для сотрудников. В то же время в нашу команду было не так легко попасть. И именно по этой причине некоторые коллеги даже обрадовались новости об отключении наших каналов.
В остальном мире нас, конечно же, поддерживают. В первые же минуты, когда отключился эфир, мне уже звонили коллеги из Беларуси и России — все они были просто в шоке.
Ведь ни в одной из этих стран власть не додумалась до того, чтобы тупо взять и отключить оппозиционные каналы.
— Какова сейчас ситуация на вашем телеканале? Вы продолжаете работать? Козак заявил, что все сотрудники остаются в штате — так у вас и зарплаты сохраняются?
— Мы продолжаем работать, на данный момент мы выходим на платформе YouTube. Все сотрудники, конечно же, остались, никаких сокращений не будет.
Наши журналисты очень злы, и я не завидую Владимиру Александровичу и его окружению.
Еще никто не выигрывал в войне с журналистами!
— Как Вы считаете, как может развиваться ситуация?
— Из этой всей истории с атакой на канал украинцы сделают соответствующие выводы. И с этими мыслями они затем придут на избирательные участки и проголосуют уже совсем иначе. Ведь голосовали же мы все, по-честному, не за Зеленского, а против Порошенко.
Я постоянно бываю в Донбассе, где 500 тысяч человек беззаконно лишили права голоса. И когда у них появится право голоса и этого выбора (а мы добьемся того, чтобы это случилось), они его сделают.
Кому они отдадут свои голоса, нам или другим политическим силам, не имеет никакого значения.
Но я абсолютно убежден в том, что они точно не проголосуют за Зеленского и партию «Слуга народа» — это политические трупы без будущего и какой-либо перспективы.
Каждый из них, каждый из причастных к созданию этой безобразной ситуации будет отвечать перед законом. У них не получится пропетлять так, как пока еще удается Порошенко. Они за это точно сядут в тюрьму.
Вся эта история с блокированием телеканалов, с введением противозаконных, антиконституционных санкций должна лечь в основу уголовного дела и импичмента президенту, процедура которого будет запущена фракцией ОПЗЖ в парламенте.