Правительство Литвы посоветовало искать другую работу сотрудникам санатория «Беларусь», который попал под литовские санкции. Никакой помощи гражданам Литвы, лишившимся средств к существованию из-за действий своего государства, это государство не обещало. Это зловещий знак для жителей Клайпеды и работников «Литовской железной дороги», которых внешняя политика Литвы ведет к разорению. Потерявшие по вине своего государства работу портовики и железнодорожники тоже не получат от правительства никакой помощи.
«Когда люди принимают решение зарегистрироваться в Службе занятости, им выдают финансовую подушку безопасности в размере двух средних зарплат, а руководитель Службы обязуется искать работу. Мы не можем обещать стопроцентную занятость для всех сразу, это тоже было бы формированием ложных ожиданий, но у нас есть желание, мы видим проблему и пытаемся помочь», — заявила министр труда и социальной защиты Литвы Моника Навицкене о ситуации вокруг санатория «Беларусь» в курортном Друскининкае.
Напомним, что этот санаторий находится на балансе Главного хозяйственного управления администрации президента Республики Беларусь, потому и попал под санкции. Банк заблокировал счета санатория, несколько сотен его работников остались без денег.
Трагикомизм ситуации в том, что почти все сотрудники санатория «Беларусь» — граждане Литвы, и средств к существованию они лишились из-за собственного государства.
Осознав, что положение довольно-таки «стремное», литовские власти стали судорожно метаться, думая, как исправить свою ошибку. За декабрь работники «Беларуси» деньги получили: средства перевели через Банк Литвы, что было громогласно объявлено «перемогой». Как водится в таких случаях, «перемога» оказалась «зрадой».
Зарплата — это штука такая: ее надо платить ежемесячно. Для этого нужно отказаться от санкций против Беларуси, то есть расписаться в провале литовской внешней политики. На это Литва пойти не способна.
Второй вариант — платить зарплаты сотрудникам из средств литовского госбюджета. Против такого сценария решительно воспротивился Сейм Литвы. И то верно: поддерживать попавшее под санкции учреждение администрации Лукашенко — профанация санкционной политики.
И вот, включив мозги после месяца отчаянных усилий, правительство озвучило дубовое в своей простоте решение.
Сотрудники «Беларуси» могут отправляться на биржу труда, причем им лучше и на нее не рассчитывать, а сразу искать работу. Родное государство им в любом случае ничего не должно.
Конечно, безработные (вернее, беззарплатные) могут подать в суд, но сколько времени займет разбирательство и чем оно закончится, никто не знает. «У них есть альтернатива — выбрать более безопасный путь и искать другого работодателя, и если дело будет успешным, у них будет возможность вернуться [работать в "Беларусь"]», — говорит министр труда и социальной защиты Литвы.
Отдельно Моника Навицкене посчитала необходимым заявить, что правительство Литвы ни в чем не виновато. Виноваты… сами литовцы, которые пошли работать за белорусские деньги. Эти люди попали в трудную ситуацию «не потому, что в Литве что-то не так, а потому, что это учреждение напрямую подчиняется режиму Александра Лукашенко», — отрезала Навицкене.
То есть если Литва в разгар экономического кризиса оставляет без источника дохода несколько сотен своих граждан, то в ней «все так»?
Если прямым следствием внешней политики Литвы становится уничтожение одного из градообразующих предприятий Друскининкая, то с Литвой явно что-то не так.
Не «режим Александра Лукашенко» выставил на улицу 400 граждан Литвы. Это сделала сама Литва. Не Лукашенко ввел против них санкции. Собственное государство рекомендует литовцам особо на него не рассчитывать и поскорее искать работу.
История с санаторием «Беларусь» — поразительное по доходчивости доказательство того, что внешняя политика Литвы является антисоциальной по отношению к собственным гражданам. Больше того, она подрывает социально-экономическую стабильность.
В 12-тысячном Друскининкае под конец года было 2 тысячи безработных. Литовское государство увеличило эту цифру еще на несколько сотен человек. Безработные сотрудники санатория проводят акции протеста под лозунгами «Почему санкции применяются к литовскому народу?» и «Президент, защитите литовский народ, который вас избрал».
Можно представить, какой будет массовость протестных акций, когда в результате внешней политики Литвы без средств к существованию останутся десятки тысяч жителей Клайпеды и семей работников «Литовской железной дороги».
Ведь дело идет именно к этому. Руководство компании Klaipedos nafta уже говорит об уходе из Клайпеды белорусских нефтепродуктов как о свершившимся факте и предрекает, что всю литовскую экономику из-за этого ждет непростой год.
Как реагирует на это угрозу Литовское государство? Оно обсуждает введение санкций еще и против «Беларуськалия», чтобы следом за нефтепродуктами Клайпедский порт потерял и главный вид грузов, которые он обслуживает — калийные удобрения.
При такой политике из Клайпедского порта один за другим уйдут все белорусские клиенты. Это треть грузооборота Клайпедского порта. А Клайпедский порт прямо или косвенно кормит 50 тысяч ртов. Это треть Клайпеды.
Клайпеда — это порт. Если он обанкротится, город останется без средств к существованию. Если обанкротится «Литовская железная дорога», работу потеряют тысячи людей.
Литовская власть своей политикой планомерно ведет дело к уничтожению одного из главных стратегических предприятий и социально-экономической катастрофе в третьем по численности городе в стране.
И когда это произойдет, чиновная дама из правительства скажет десяткам тысяч безработных на митинге то же, что она сказала сотрудникам санатория «Беларусь»: идите и ищите работу! Родина вам ничего не должна, да и вообще — не надо было работать за белорусские деньги.
Какой будет реакция безработных на подобную отповедь — отдельный вопрос, но в том, что безработные будут, не приходится сомневаться. Литовское руководство в конце прошлого года предельно откровенно сказало: борьба за перемены в чужой стране для них важнее рабочих мест в своей.