Возвращение в Россию и арест на 30 суток оппозиционера Алексея Навального вызывают неадекватно повышенный интерес в странах Балтии. Правительства Литвы, Латвии и Эстонии требуют ввести новые санкции против России, а прибалтийские СМИ уделяют злоключениям Навального много больше внимания, чем собственной несистемной оппозиции. Прибалтика неприкрыто надеется на дестабилизацию России и считает либеральную оппозицию своим союзником в этом деле.
Самолет с Навальным изменил курс. Лидер российской оппозиции арестован на 30 суток. Навальный призвал сторонников выходить на улицы. Фонд Навального выпустил фильм про «дворец Путина». Российская делегация в ПАСЕ отказалась участвовать в слушаниях по делу Навального. Юрий Дудь высказался по делу Навального.
Все это — новости прибалтийских СМИ. Не российских, а прибалтийских. По полноте освещения сюжетов с Алексеем Навальным медиа Литвы, Латвии и Эстонии могут дать фору даже оппозиционным изданиям в самой России.
По мере их чтения возникает ощущение, что Прибалтика является частью России, а никак не НАТО и Евросоюза.
Потому что сопоставимого интереса к внутриполитическим делам союзников страны Балтии не проявляют. Хотя политические вопросы в западных странах имеют к Литве, Латвии и Эстонии непосредственное отношение. Ведь они состоят с ними в одних объединениях, и от того, кто находится у власти в столицах «старших братьев», зависит выделение Прибалтике военной помощи или бюджетных дотаций.
Тем не менее Вильнюс, Рига и Таллин хранят прямо-таки кричащее молчание, когда речь идет о политическом кризисе у союзников. В том числе у самого главного союзника. Грозные американские события не удостоились в Прибалтике и десятой доли интереса к Навальному.
Это не значит, что власти и население стран Балтии не интересовали захват Капитолия и последовавшая за ним «охота на ведьм» — сторонников Дональда Трампа. Однако все то время, пока это происходило, прибалтийские политики сидели тихо, как мыши под метлой, и старательно уходили от комментариев к кризису в США.
Зато по ситуации с Навальным Прибалтика — в первых рядах. Главы МИД Литвы, Латвии и Эстонии чуть ли не первыми в мире высказались о задержании оппозиционера в аэропорту «Шереметьево». Причем высказались жестче всех — сразу призвали вводить против России новые санкции.
Обосновавшиеся в Прибалтике российские политэмигранты выбиваются из сил, пытаясь мобилизовать свою аудиторию в России на протестные акции. В массовых протестах за Навального видят свою высшую тактическую цель управляемые ими СМИ, телеграм-каналы и группы в социальных сетях.
Россию пытаются «раскачать» на политическую дестабилизацию, сопоставимую с кризисом, который переживает сейчас большинство стран НАТО.
Потому что в США сейчас захват парламента и инаугурация нового президента с подорванной легитимностью за колючей проволокой и в окружении военных в бронежилетах. В Великобритании — сепаратизм с угрозой отделения Шотландии и возобновления военного конфликта в Северной Ирландии.
В континентальной Западной Европе — обрушение рейтингов правительств из-за коронавируса с перспективой массовых беспорядков и победы на выборах популистов. Польша расколота надвое и до сих пор не отошла от последствий «бабьего бунта» прошлого года.
При таких делах критически важно, чтобы Россия тоже соответствовала «модным западным трендам» и захлебывалась от внутренних и внешних проблем, как и «приличные страны». Когда не можешь восстановить собственные позиции, нужно хотя бы пропорционально подорвать позиции геополитических конкурентов.
Первое средство для этого, если речь о России, — создание «горячих точек» по периметру границ. Донбасс, Беларусь, Приднестровье — далее везде. Второе средство — дестабилизация внутри самой России. Возвращение Навального как «фомка» для взлома «путинской стабильности» подходит практически идеально.
Свой кусок пирога от процесса «раскачки» России пытается откусить и Прибалтика, где много лет создавали инфраструктуру поддержки российской либеральной оппозиции.
Успех протестных акций за Навального (выражаемый в их массовости и, еще лучше, в насилии и жертвах, которые вызовут брожение в российском обществе) даст надежду на то, что в Прибалтику снова потекут деньги на поддержку и развитие этой инфраструктуры. Собственно, любая международная активность Литвы, Латвии и Эстонии всегда сводится к тому, чтобы Запад дал им денег на продолжение этой активности.
Поэтому расквартированные в Прибалтике «лидеры мнений», «боты» в социальных сетях и средства массовой информации «топят» за митинги в поддержку Навального не хуже самого Навального. Поэтому официальные Вильнюс, Рига и Таллин в лице внешнеполитических ведомств создают либеральной аудитории в Москве иллюзию, что «заграница нам поможет» и вообще — Запад с ними.
Запад-то на самом деле не с ними. Прошлогодний скандал вокруг «отравления» показал, что главы страны НАТО готовы использовать Навального в информационной войне, готовы шантажировать с его помощью Кремля, готовы использовать как предлог для введения новых санкций, но не готовы жертвовать собственными интересами. Той же Германии, которая приютила «революционера», в отношениях с Россией есть что терять, поэтому по-настоящему впрягаться за других «борцов с режимом», если те начнут бросаться на ОМОН, она не станет.
Прибалтике в отношениях с Россией терять давно нечего, поэтому там могут позволить себе заявления и призывы любой степени жесткости.
Едва ли даже прибалтийские политики, если только они не одурманены собственной пропагандой, способны думать, что политик, которого на пике международной раскрутки его имени поддерживали 3% российского населения, способен прийти к власти и создать ту самую «прекрасную Россию будущего», которая будет каяться перед Прибалтикой за «советскую оккупацию» и выплачивать материальные и компенсации.
Но так масштабно задача и не стоит. Все намного проще и примитивнее.
Осложнить жизнь большому ненавистному соседу, сделав ему мелкую пакость.
Задача, на самом деле, вполне адекватная. Уж что-что, а мелкие пакости — точно конек Прибалтики.