Задержание Алексея Навального после его возвращения на родину спровоцировало волну критики в адрес Кремля. За российского оппозиционера заступается весь коллективный Запад — от Госдепартамента США до правозащитной организации Amnesty International. Но первыми на инцидент в аэропорту Шереметьево отреагировали власти Прибалтийских республик. По их мнению, «преследование» Навального должно стать основанием для новых санкций против РФ.
Клоунада под названием «возвращение Навального» стала самым громким событием прошедших выходных не только в России, но и, возможно, во всем мире. Хотя ничего экстраординарного, если разобраться, не произошло. Новоиспеченный «узник совести» хорошо знал, что по прибытии в аэропорт его должны задержать. Еще до своего «отравления» Алексей решил не выполнять требования закона, которые предписывали ему регулярно отмечаться по месту регистрации.
Могли ли российские власти использовать это, чтобы не допустить транспортировки Навального на лечение в Германию? Могли, но не стали. Когда звездный пациент Charite уже поправился и не жаловался на плохое самочувствие, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) напомнила ему о нарушении режима условного заключения.
С 27 ноября в отношении Навального начались первоначальные розыскные мероприятия, в конце декабря его уведомили о необходимости срочно явиться на регистрацию. Результат нулевой. Итог — объявление оппозиционера в розыск.
Бездействие Навального было бы логично, если бы он вообще не собирался возвращаться в Россию. Но он предпочел вернуться. Не до, а после 29 декабря.
Международная общественность незамедлительно отреагировала на задержание Навального. Высказались все, кому не лень. Нет смысла цитировать эти банальные и однотипные заявления.
Однако реакция Прибалтики все же заслуживает внимания. Дело в том, что министры иностранных дел трех республик выступили единым фронтом. Их общую позицию выразил глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич: «Задержание Алексея Навального абсолютно неприемлемо. Мы требуем от российских властей его незамедлительного освобождения. Евросоюз должен реагировать быстро: если он не будет освобожден, то надо рассмотреть введение санкций против России в связи с этой акцией».
Соответствующее сообщение было размешено в Twitter Ринкевича менее чем через час после того, как Навального задержали в аэропорту Шереметьево. То есть за считаные минуты он должен был связаться со своими коллегами и согласовать с ними текст заявления.
Более правдоподобным кажется другое предположение: внешнеполитические ведомства Литвы, Латвии и Эстонии заранее продумали, как они будут реагировать на новость о задержании своего любимого российского оппозиционера.
В самом деле, нельзя же упускать такую возможность «хайпануть»! О Навальном заговорил весь мир, а Прибалтика — первой. Да еще сразу зашла с «козырей» — с требований ввести против России новые санкции.
Многие местные политики посчитали своим долгом отдельно высказаться по ситуации с Навальным.
«Ужасный арест лидера российской оппозиции А. Навального сразу же после его возвращения домой — это просто еще одно из доказательств усилий Кремля злоупотребить правами человека и демократическими свободами», — сокрушается президент Литвы Гитанас Науседа.
«Если у кого-то еще были иллюзии о здравом уме Кремля, они должны были исчезнуть теперь, когда весь мир наблюдает за трансляцией из Шереметьево», — добавляет глава литовского правительства Ингрида Шимоните.
Это политики той самой страны, в которой действует уголовная ответственность за отрицание «советской оккупации». Высказал свое мнение, отличное от «генеральной линии партии», — получи уголовное дело.
«Ужасным арестом» Навального озабочены литовские власти, которые с 2018 года пытаются упрятать за решетку оппозиционного политика Альгирдаса Палецкиса по обвинению в шпионаже.
О «злоупотреблении правами человека» говорят там, где советского офицера Юрия Меля осудили на 7 лет тюрьмы за выломанный забор возле Вильнюсской телебашни во время событий 13 января 1991 года.
Даже прокуратура не доказывала, что из-за его действий кто-то пострадал. Никто не пострадал. Но семь лет будь добр отсидеть от звонка до звонка!
«Я категорически осуждаю задержание Навального после возвращения в Москву и призываю немедленно его освободить. В демократическом обществе политические противоречия решаются в ходе дискуссий, а не при помощи силы или репрессий», — заявляет премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш.
Интересно, не хочет ли он в ходе дискуссии решить противоречия с группой журналистов, против которых в Латвии возбудили уголовное дело за сотрудничество с российскими изданиями Sputnik и Baltnews? Не хочет. А как насчет дискуссии с Юрием Алексеевым, который ходит под следствием с 2018 года? Ему, как и Навальному, тоже приходилось регулярно отмечаться в отделении полиции.
Только Алексеев это требование исправно выполнял. Ибо знал, что за него никто из западных политиков и правозащитников хлопотать не будет.
«К голосам оппозиции нужно прислушиваться, и диалог с ними следует развивать, а не подавлять. Эстония солидарна с Навальным, и мы требуем его немедленного освобождения. Мы в Европейском Союзе должны среагировать быстро и решительно», — утверждает бывший премьер-министр Эстонии Юри Ратас.
Да, к голосам оппозиции нужно прислушиваться!
Именно поэтому в прибалтийской республике заблокировали работу оппозиционного издания Sputnik Эстония.
Его сотрудников заставили разорвать трудовые отношения с редакцией под угрозой возбуждения уголовных дел. На эту историю западные правозащитники тоже предпочли закрыть глаза.
На сколько пакетов санкций «наработали» карательные органы Литвы, Латвии и Эстонии?
Если бы Евросоюз занялся этим вопросом, то России очень долго пришлось бы ждать своей очереди.