В первые дни нового года в США происходит процесс передачи дел от администрации Дональда Трампа к администрации Джозефа Байдена. Команду Байдена называют ревизионистской; ее цель — отменить все перемены, которые произошли в Штатах и в мире за последние годы, и вернуть все так, как было при Бараке Обаме. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрал, к чему приведет ревизионистская политика Байдена в международных делах.
Клинч с Россией
Для Трампа главным врагом США был Китай, а Россия воспринималась как потенциальный ситуативный союзник, которого нужно принудить к вхождению в коалицию во главе с Соединенными Штатами против КНР. Поэтому уходящий президент США сочетал жесткую антироссийскую политику с разговорами о том, как ему хочется «поладить» с Путиным.
Для команды Джо Байдена главное внешнее зло — Россия, а не Китай. Демократы давно уверовали в ими же придуманный миф, что их кандидат проиграла выборы 2016 года из-за «русских хакеров», а Трамп так и вовсе русский шпион.
Теперь российско-американские отношения ожидает жесточайшая конфронтация.
Правда, происходить она будет по большей части в словесной плоскости. В этой сфере новые американские власти сполна восполнят «недобор» Трампа по части риторики, потому что по большей части крыть Россию им, кроме мата, нечем.
Конечно, будут вводить новые санкции. Однако санкции против России вводятся уже семь лет, и за эти годы ими так и не смогли добиться изменения ее внутренней и внешней политики. К тому же в Москве давно просчитали, какие новые санкции могут быть введены, и подготовили меры защиты от их воздействия.
Прямое военное столкновение Америки и России маловероятно, потому что у России есть стратегическое превосходство в виде гиперзвукового оружия, которого пока нет у Соединенных Штатов.
Более вероятный сценарий — так называемые «прокси-войны», когда борьбу с геополитическим конкурентом ведут в третьих странах чужими руками. И здесь неограниченное пространство возможностей для Соединенных Штатов предоставляет ближнее зарубежье России.
Приход в Белый дом демократов означает ренессанс политики «экспорта демократии» на постсоветском пространстве, реинкарнацию политических НКО и возвращение к технологиям «цветных революций». По большому счету, Америка никуда от этого набора приемов и не уходила, но при Трампе действия Госдепа и ЦРУ по «работе с гражданским обществом» той же Беларуси не были приоритетом политического руководства. Администрация Байдена будет реагировать на «продвижение демократических ценностей» с куда большим энтузиазмом.
Поддержка белорусской оппозиции
Политика «экспорта демократии» на постсоветском пространстве, которую будут проводить демократы, угрожает в первую очередь президенту Беларуси Александру Лукашенко, свергнуть которого для новой администрации США станет делом чести.
Во время избирательной кампании Байден неоднократно упрекал оппонента, что Трамп никак не реагирует на события в Беларуси, не помогает «демократической революции» и даже не осуждает «диктатора». Логика проведения внешней политики наперекор предшественнику ведет к тому, что по Беларуси Белый дом будет показательно активен и принципиален.
«Народного президента» Светлану Тихановскую теперь точно ждет выступление в Конгрессе США, а возможно, и личная встреча с Джо Байденом.
В Польшу и Литву пойдут новые финансовые потоки на «демократическую революцию» в Беларуси.
Инфраструктуру белорусской оппозиции за рубежом будут накачивать и развивать, а в системе безопасности Беларуси искать любые лазейки, чтобы проникнуть в страну и устроить новую «Плошчу».
«Зеленая сделка»
Вместе с командой демократов в Белый дом заходит «зеленая энергетика», необходимость которой в принципе отвергал Дональд Трамп. Для американских же либералов и левых, которые всеми правдами и неправдами привели к власти Байдена, климатическая нейтральность сродни религии.
Изменение климата признается главной угрозой человечеству, экологическая безопасность — главным стратегическим приоритетом. Администрация Байдена гарантированно вернет США в Парижское соглашение по климату, от которого отказался Трамп. Но на этом благотворное влияние климатической повестки на международную политику, видимо, и закончится.
Борьба с глобальным потеплением грозит стать новым фронтом геополитической борьбы США против поднимающихся конкурентов и инструментом приведения к покорности союзников.
Ко всем прочим «грехам» России и Китаю припомнят еще и то, что их фабрики, заводы и электростанции «загрязняют планету» и «разрушают озоновый слой». От европейцев будут требовать отказаться от российских нефти и газа и заменять их американскими солнечными батареями и «ветряками».
По большому счету, «зеленая сделка» Джо Байдена будет тем же, что делал Дональд Трамп, только с другого боку. Трамп боролся против «Северного потока — 2» в интересах поставщиков американского СПГ. Демократы тоже будут бороться против «Северного потока — 2» — ради импортеров американских «зеленых» технологий.
Возвращение к ТТИП
Дональд Трамп в числе первых своих решений на посту президента отказался от проектов Тихоокеанского и Трансатлантического партнерства (ТТП и ТТИП). Эти проекты предполагали создание зон свободной торговли с союзниками США в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Европе.
Администрация Барака Обамы видела в таком продолжении глобализации инструмент сохранения глобального лидерства США. Трамп, напротив, считал, что Америку снова сделают великой протекционизм, таможенные границы и поддержка отечественного производства, а глобализация идет ей только во вред.
После возвращения в Белый дом демократы, скорее всего, вернутся к переговорам по зонам свободной торговле и с азиатскими, и с европейскими союзниками — сателлитами.
Едва ли европейцам от этого станет легче в отношениях с США. Демонстративно унижать, выкручивать руки и требовать денег за военную защиту демократы, возможно, не будут, зато им придется постараться, чтобы вывернуться из «любящих объятий» заокеанских союзников. Ведь в прошлый раз американцы пытались навязать Старому Свету такую редакцию Соглашения о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, которая вместо одного из экономических центров мира делала Европу периферией США.