Минувший год в Беларуси ознаменовался самым масштабным с 1996 года политическим кризисом. Политическая система выдержала первый напор протестной стихии, однако сами по себе кризисные факторы никуда не исчезли и продолжают усугубляться. Таким образом, политический кризис в Беларуси перекочевывает и в 2021 год. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, как могут развиваться дальнейшие события.
Конституционная реформа
По всей видимости, основная интрига будет разворачиваться вокруг конституционной реформы и связанного с ее проведением возможного трансфера власти.
Одним из основных результатов политического кризиса 2020 года стала неполная и спорная легитимность власти Александра Лукашенко, которая подвергается сомнению как внутри, так и вне Беларуси. Несмотря на то, что сам белорусский президент настаивает на том, что результаты августовских выборов были честными и не могут быть оспорены, не считаться с тем, что по его легитимности был нанесен мощный удар, он не может.
Анонсированная конституционная реформа, по сути, является молчаливым признанием того, что после 9 августа легитимность действующей власти является «хромой» и с этим надо что-то делать.
Перед Александром Лукашенко стоит непростая задача по восстановлению собственной легитимности (в первую очередь в глазах Запада) и одновременному удержанию основных рычагов власти в собственных руках — возможно, для последующего управляемого трансфера власти.
По большому счету, время для управляемого трансфера власти и политической реформы сверху давно упущено, и сегодня белорусская власть вынуждена действовать в авральном режиме латания дыр, в условиях разгневанного и мобилизованного гражданского общества, а также нарастающего давления со стороны Запада, который не преминет использовать кризис легитимности в своих интересах.
Есть основания думать, что конституционная реформа с прицелом на последующий трансфер должна была состояться еще в 2018 году, но сорвалась из-за «бархатной революции» в Армении. В итоге было принято решение отложить реформу на период после президентских выборов.
Однако силовые линии общественного недовольства сошлись 9 августа в одну точку, спровоцировав полномасштабный кризис, делающий политическую реформу на условиях правящего режима весьма проблематичной.
В конце 2020 года Александр Лукашенко объявил о созыве Всебелорусского народного собрания, которое должно состояться 11–12 февраля. Ожидается, что именно в ходе этого мероприятия будут прояснены контуры предполагаемой конституционной реформы. Не исключено, что речь может идти о предоставлении конституционного статуса самому Всебелорусскому собранию, которое станет основной институциональной опорой для Александра Лукашенко и противовесом парламенту, куда могут быть допущены представители оппозиции. Ходят слухи, что Всебелорусскому народному собранию может быть делегировано даже право избирать президента.
Однако пока это все на уровне досужих домыслов.
В любом случае, важно не просто провести конституционную реформу, но и обеспечить ее легитимность.
В первую очередь в глазах России и Запада, от позиции которых во многом зависит будущее Беларуси.
Будущее Беларуси: сценарий России
Накануне президентских выборов белорусско-российские отношения достигли, пожалуй, низшей точки, а тема «российской угрозы» активно разыгрывалась в ходе президентской кампании, апофеозом чего стало так называемое «дело вагнеровцев». Тем не менее после 9 августа Россия поддержала Александра Лукашенко, что сыграло важную роль в удержании им власти.
Действия России в этой ситуации достаточно понятны. Москва не имеет практически никакого влияния на белорусское гражданское общество, где доминируют прозападные силы, и в этой ситуации сохранение Александра Лукашенко, с точки зрения Москвы, выглядело меньшим злом в сравнении с уличной революцией, приводящей во власть западных ставленников.
В эти дни в России нередко раздавались голоса, что Лукашенко теперь загнан в угол и его наконец можно принудить к реальной, а не декларативной интеграции.
Белорусский фактор для Москвы сегодня приобретает особенное значение.
На фоне нарастающих экономических проблем, обусловленных в том числе западными санкциями, внешнеполитическая конъюнктура также выглядит нерадостной. Затяжная конфронтация с Украиной, усиление Турции в Закавказье, увязание в Сирии, стабильно плохие отношения с Западом. На этом фоне проигрыш в Беларуси не только будет иметь серьезные геополитические последствия, но и нанесет серьезный удар по репутации Кремля. Напротив, «победа» в Беларуси способна если не разрешить, то, по крайней мере, смягчить кризисные тенденции на других направлениях.
Однако сценарий «принуждения Лукашенко к интеграции» вряд ли можно считать выигрышным, поскольку это спровоцирует новый кризис в отношениях с Западом и приведет к всплеску антироссийских настроений в самой Беларуси. Белорусское гражданское общество и так фактически проиграно Москвой и находится под преобладающим влиянием националистических сил. И если пока протестующие воздерживаются от открыто антироссийской риторики, то подобная «принудительная интеграция», да еще и с Лукашенко в роли главного оператора, тут же столкнет протест в открыто антироссийское русло, придав ему характер едва ли не «освободительной войны».
Нельзя исключать, что Москва пытается сыграть более тонко и при помощи управляемой конституционной реформы обеспечить как гарантии безопасности для Александра Лукашенко, так и приход к власти новых лидеров, с которыми можно будет договариваться об интеграции.
Возможно, торг между Москвой и Минском сейчас ведется вокруг условий такого трансфера. Однако даже в случае успеха этого сценария далеко не факт, что дело белорусско-российской интеграции сдвинется с места, учитывая, что в белорусских элитах сложился довольно прочный консенсус по поводу национального суверенитета, для которого чрезмерное сближение с Москвой является серьезной угрозой.
Будущее Беларуси: сценарий Запада
Запад в ходе белорусского кризиса занял выжидательную позицию, ограничившись словесной поддержкой протестующих и не предпринимая каких-либо реальных шагов по отстранению «последнего диктатора Европы» от власти.
Дело в том, что для Запада свержение Александра Лукашенко не является самоцелью. В последние годы Запад успешно манипулировал страхом белорусских элит перед «российской угрозой» суверенитету республики, способствуя вовлечению Минска в западную орбиту влияния.
В ЕС и США трезво оценили возможности белорусского режима и оппозиции и отказались от жесткого сценария в пользу долгой игры на противоречиях как внутри белорусского общества, так и в отношениях между Москвой и Минском.
Однако это не значит, что жесткий сценарий «белорусского майдана» больше невозможен.
Нельзя исключать, что со сменой администрации в Белом доме коллективная Евро-Атлантика снова возьмет курс на обострение отношений с Москвой, в рамках которого будет разыграна и белорусская карта.
Таким образом, белорусский кризис вряд ли разрешится в ближайшее время. Существует два наиболее вероятных сценария развития событий: вялотекущее затяжное противостояние с участием внешних и внутренних игроков или резкое обострение, эскалация, в которую, опять же, будут неизбежно втянуты заинтересованные внешние силы.