Президент Украины Владимир Зеленский стал «разочарованием года» для 42% своих соотечественников. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Центром Разумкова. Притом абсолютное большинство респондентов считает, что события в стране ухудшаются (71%) и идут в неверном направлении (67%). Всего за год жители Украины радикально изменили свое отношение к действующей власти. Аналитический портал RuBaltic.Ru выделяет 4 главные причины, которые заставляют людей разувериться в Зеленском.
Минский тупик
«Чтобы наши герои больше не гибли, я готов на все. Я точно не боюсь принимать сложные решения. И если будет нужно, я готов потерять свою должность, чтобы только настал мир», — говорил Владимир Зеленский в своей инаугурационной речи.
Поначалу казалось, что он действительно настроен на мирное урегулирование конфликта. Благодаря его политической воле состоялся большой обмен пленными между Россией и Украиной, были разведены силы и средства на трех участках линии фронта.
Вопреки возмущению «партии войны» Киев взял на себя обязательства имплементировать так называемую формулу Штайнмайера, которая детализирует некоторые пункты Минских соглашений.
Путин это оценил и дал добро на проведение встречи лидеров «нормандской четверки», после которой социологи отметили рост рейтинга Зеленского.
2019 год Украина завершала с робкой надеждой на то, что мир в Донбассе все-таки наступит. Что мы наблюдаем сегодня?
По факту не выполнен ни один пункт парижского коммюнике, которые выдвигались в качестве условий для проведения нового «нормандского саммита». Киев в одностороннем порядке требует пересмотреть Минские соглашения. Пересмотреть так, чтобы исказить саму их суть (получить контроль над границей до проведения местных выборов, не закреплять в Конституции особый статус Донбасса, не проводить всеобщую амнистию и так далее).
Заседания Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске весь год сопровождались провокациями с украинской стороны. Зе-команда, к примеру, додумалась привлечь к переговорному процессу своих «представителей Донецка и Луганска» — журналистов-грантоедов Дениса Казанского и Сергея Гармаша.
Такими гнусностями не занимался даже Порошенко.
«То, что я вижу — это то, что мы его (Путина — прим. RuBaltic.Ru) как-то жестко кинули. Наобещали одно — не сделали ничего», — отмечал недавно бывший глава администрации президента Украины Андрей Богдан.
Позже он так пояснил свои слова: «Подписывали документы переговорные группы — они опубликованы в интернете, — а потом эти договоренности не были выполнены. Кинули? Ну, не знаю — не выполнили обязательства. Может, не надо было их брать на себя? Может, надо было сначала подумать, сможешь ли ты это сделать?»
Если год назад Путин еще присматривался к Зеленскому, то сегодня окончательно потерял к нему интерес. Коммуникация между главами двух государств нарушена, перспективы их личной встречи более чем туманны. Распалась связка Андрея Ермака и Дмитрия Козака, от которых ждали прорывных решений по донбасскому «кейсу». Работа Трехсторонней контактной группы фактически заморожена.
При Зеленском Минский процесс оказался в том же тупике, что и во времена Порошенко.
Это, несомненно, главная причина снижения рейтинга Зеленского.
Долговая кабала
В 2016 году юморист Владимир Зеленский со сцены «Вечернего квартала» сравнивал Украину с женщиной легкого поведения, высмеивая финансовую и политическую несамостоятельность своей страны. Позже он попытался объяснить суть репризы: «Достаточно брать кредиты, за которые отвечать нашим детям, внукам и тем, кто будет жить после нас, и нести ответственность за все те гадкие дела, которые творим мы. Мы — гордый народ, не попрошайки. Вот и все».
Образ правителя, который не желает побираться, Зеленский продемонстрировал и в сериале «Слуга народа». Неудивительно, что избиратели ждали от него решительных действий на экономическом «фронте». Новый президент Украины должен был освободить страну от порочной долговой кабалы. Произошло же все с точностью до наоборот.
Никогда раньше Международный валютный фонд (МВФ) не имел на Украине таких послушных и бессловесных партнеров.
По требованию западных кредиторов они открывают рынок земли, принимают антиконституционные законы, присылают на согласование проект государственного бюджета и так далее. Майданное государство функционирует в привычном режиме: взять новые займы, чтобы выплатить старые. И так по кругу.
В октябре 2020 года Украина победила в конкурсе от международного издания GlobalMarkets Awards в номинации «Лучший офис по управлению государственным долгом в Центральной и Восточной Европе». В самом деле, таких «управленцев» днем с огнем не сыщешь! Доуправлялись до того, что в кризисном 2021 году нужно будет выплатить кредиторам рекордные 600 миллиардов гривен.
Отсутствие борьбы с коррупцией
«Весна придет — сажать будем», — вот, пожалуй, самый яркий лозунг предвыборной кампании Владимира Зеленского. И самый лживый. Ни в 2019-м, ни в 2020 году на Украине не посадили ни одного топ-коррупционера. Не было ни одного громкого судебного процесса над проворовавшимися чиновниками времен Порошенко.
В конце концов, сам Петр Алексеевич уже при Зеленском стал фигурантом многих уголовных дел. Коррупционных в том числе.
Но бывшего президента Украины это нисколько не смущает. Он-то может отличить реальную борьбу с коррупцией от имитации этой борьбы.
Народ, впрочем, тоже делает выводы. Год назад еще можно было делать скидку на некую подготовительную работу — перезагрузку антикоррупционной вертикали. «Только после этого можно говорить о посадках. Потому что есть политическая воля, а есть юридическая сторона вопроса. Чтобы кого-то посадить, нужно иметь железобетонные основания», — полагал политический аналитик Руслан Бизяев.
Нежели в команде Зеленского более чем за полтора года не нашли этих оснований? Или просто не искали?
Эпидемия коронавируса
Разумеется, COVID-19 больно ударил по Украине. Больнее, чем по Германии, Франции или любой другой стране с сильной экономикой. Сравнения здесь неуместны. Зато уместно спросить: насколько рационально каждое конкретное государство использовало имеющиеся у него ресурсы для борьбы с коронавирусом?
На Украине под эти цели был заложен специальный коронавирусный фонд. Но деньги из него почему-то ушли не на закупку аппаратов искусственной вентиляции легких или повышение зарплат медикам, а на строительство дорог в рамках президентской инициативы «Большое строительство».
Десятки миллиардов гривен буквально закатали в асфальт (сколько из них разворовали, остается только догадываться).
Уже после этого министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что ситуация с коронавирусом в стране близка к катастрофе. Трудно найти более подходящее время для разграбления фонда, который призван предотвратить эту катастрофу!
Неспособность Зе-команды справиться с эпидемией коронавируса — это только полбеды.
Страшнее то, что президент Украины элементарно не хочет использовать для спасения своих соотечественников все имеющиеся у него возможности.
«Конечно, невозможно объяснить украинскому обществу, почему, когда Америка и Европа не дают вам вакцины, вы не должны брать вакцины из России», — признался Зеленский.
Объяснить невозможно, но «подачки» от «страны-агрессора» мы все равно принимать не будем.
Лучше умереть без американской вакцины, чем выжить благодаря российской.
С таким подходом у Зеленского есть все шансы стать «главным разочарованием» всей новейшей истории Украины.