Подходит к концу 2020 год — год пандемии, глобального кризиса и белорусских протестов. В последний день уходящего года аналитический портал RuBaltic.Ru по своей редакционной традиции вспоминает его главных героев. Люди и вирусы, идеи и страны, которые сумели нас удивить в 2020-м. Исключительно субъективно, откровенно смешно, с безнадежным оптимизмом и верой в то, что новый год все-таки будет лучше, — поехали!
Полярник года — президент Эстонии Керсти Кальюлайд
В прошлом году глава Эстонского государства удостоилась премии RuBaltic.Ru, сумев удивить команду портала своей безрассудной храбростью. Тогда Керсти Кальюлайд отважилась полететь в Москву, поехать там в Кремль и поговорить с самим Путиным.
В начале этого года отчаянная президент(ка) пошла еще дальше во всех смыслах. После Путина Кальюлайд отправилась к белым медведям, полярникам и пингвинам, совершив вояж в Антарктиду.
В 2020 году мир праздновал 200-летие открытия самого южного континента, и маленькая Эстония решила присвоить достижение Российской империи на том основании, что открывшую Антарктиду русскую экспедицию возглавлял остзейский немец из Эстляндии Фаддей Беллинсгаузен.
Как национальная гордость за открытие Антарктиды соотносится у Эстонии с собственной идеологией, по которой Российская империя была лишь очередной формой многовековой оккупации эстонского народа, почетный полярник Кальюлайд не пояснила.
Разорение года — железная дорога и морские порты Латвии
На протяжении всего года из Латвии приходили катастрофические данные о состоянии транспортно-логистической отрасли. Статистика ухудшалась месяц за месяцем, квартал за кварталом.
Перевод российского транзита с портов Прибалтики на отечественные мощности начал сказываться на Латвии в полную силу и привел к обвальному падению портов Риги, Лиепаи и Вентспилса, а также «Латвийской железной дороги».
ЛЖД начала 2020 год с новости об увольнении каждого шестого работника, а закончила новостью о распродаже с молотка подвижного состава. Грузооборот «Латвийской железной дороги» снизился почти вдвое, грузооборот Рижского порта упал более чем на четверть, Вентспилского порта — на 42%.
Латвийское правительство по большому счету и не пыталось объяснить катастрофу транзитной отрасли мировой пандемией или мировым экономическим кризисом, настолько очевидна была причинно-следственная связь с уходом российских грузов.
Под конец года латвийские чиновники даже послали в Москву «челобитную» с просьбой вернуть в Прибалтику хотя бы уголь.
Однако пересилить себя и отказаться ради этого от русофобии власти Латвии не смогли. После облавы на русскоязычных журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ, вопрос возвращения транзита в Латвию можно считать закрытым.
Тест года — коронавирус COVID-19
Главное событие года во всем мире, безусловно, — пандемия нового коронавируса COVID-19. В известном смысле это событие подвело черту под ХХ веком и открыло новое тысячелетие в глобальной политике.
Пандемия оказалась универсальным индикатором, показав, кто чего стоит, кто на что способен и кто что из себя представляет.
Под ударами COVID-19 рухнул миф о цивилизационном превосходстве Запада над остальным миром и стало очевидным превращение Восточной Азии в нового мирового лидера.
Всемирная пандемия началась с Китая, однако КНР и ее соседям по региону удалось быстро свести ее на нет, и остальные страны в борьбе с новым вирусом перенимали азиатские практики. Америка и Европа в борьбе с пандемией полностью провалились, выйдя на лидирующие позиции в мире по распространению инфекции и уровню смертности.
Под напором коронавируса обрушилась пресловутая солидарность союзников по НАТО и Евросоюзу, к которой они друг друга призывали последние годы, когда требовалось вводить санкции против России. В условиях чрезвычайной ситуации дело кончилось тем, что Россия пришла на помощь наиболее пострадавшей весной от COVID-19 Италии, тогда как союзники официально запретили поставлять итальянцам медицинское оборудование и отвергли призывы о помощи.
Принцип «каждый выживает в одиночку» отменил все международные организации и институты взаимопомощи по обе стороны от Атлантики.
Пресловутая 5 статья Устава НАТО фактически не сработала: коллективного отражения агрессора — коронавируса — не последовало. Европейские страны закрывали внутренние границы ЕС, отбирали друг у друга китайскую гуманитарную помощь, присваивали на таможне грузы с масками и аппаратами ИВЛ.
США вели себя не лучше, а хуже других. Вывозили лекарства военными самолетами за океан из той же терпящей катастрофу Италии. Пытались перекупить немецких врачей, чтобы первыми изобрести вакцину от коронавируса и продавать ее всем нуждающимся.
Вакцину первой в мире в итоге изобрела Россия, которая в критической ситуации повела себя куда достойнее «глобального лидера». Последний на поверку оказался глобальным гопником.
«Эпик фейл» года — многовекторность Беларуси
Главное событие года в Восточной Европе — самые массовые и ожесточенные акции протеста в истории Беларуси, начавшиеся после президентских выборов 9 августа, победу на которых действующего президента Александра Лукашенко значительная часть белорусского общества посчитала сфальсифицированной.
Беспорядки 2020 года были далеко не первой попыткой «цветной революции» в Беларуси, однако на сей раз протест вышел за пределы Минска и националистического меньшинства населения. Бунт охватил регионы и традиционно лояльные Лукашенко социальные группы: рабочих, бюджетников.
Политическому кризису в Беларуси предшествовал кризис в российско-белорусских отношениях: тупик в переговорах об углублении интеграции, непонимание, что делать дальше с проектом Союзного государства, антироссийская риторика Лукашенко и растущее отчуждение от России, вызванное политикой «многовекторности».
Однако вся белорусская «многовекторность» разом закончилось после 9 августа: новообретенные западные «друзья» дружно предали Лукашенко, объявили его нелегитимным, стали активно поддерживать оппозицию и вводить против Беларуси санкции пакет за пакетом.
От повторения сценария украинского Майдана с государственным переворотом и бегством в «Ростов» Лукашенко спасли только возвращение к союзу с Россией и поддержка Кремля. Деградация отношений с главным союзником была одной из ключевых причин белорусского кризиса, а отказ от геополитического лавирования и балансирования между центрами силы дает Беларуси шанс на перемены без крови и потрясений.
Отчаянная домохозяйка года — Светлана Тихановская
Протесты в Беларуси неожиданно сделали политической звездой европейского, а возможно, и мирового масштаба простую гомельскую домохозяйку Светлану Тихановскую. Переводчица с английского языка решила пойти в президенты Беларуси после того, как ее мужа — популярного оппозиционного блогера Сергея Тихановского — сняли с выборов и арестовали.
Тихановская не скрывала, а подчеркивала, что у нее нет ни политического опыта, ни амбиций, ни своего видения будущей Беларуси. Целью избрания президентом было отменить прошедшие выборы и провести новые, в которых смогли бы соревноваться все не допущенные к участию кандидаты.
Парадоксальным образом такая тактика оказалась успешной.
Жаждущие перемен белорусы шли голосовать за «Светку-президента» ровно в силу ее демонстративной аполитичности.
Заявления президента Лукашенко, что Тихановская — домохозяйка, а не управленец, только усиливали готовность недовольных ситуацией в стране голосовать за нее назло «батьке».
Результат — 10% голосов по официальным данным, которые противники Лукашенко посчитали сфальсифицированными и вышли на самые массовые протесты в новейшей истории Беларуси. Тихановская спустя два дня после выборов вынуждена была покинуть страну и перебраться в Литву.
После этого Светлана Тихановская превратилась в политический проект Литовской Республики, которая энергично занялась ее продюсированием.
Литва объявила Тихановскую единственным легитимным представителем Беларуси, вручила ей Премию свободы и организовала встречи с десятками мировых знаменитостей, включая глав государств. Правда, перспективы Вильнюса привести отчаянную домохозяйку к власти в соседней стране выглядят все более сомнительными, но впечатляет и промежуточный результат женщины, жизненной стратегией которой было жарить мужу котлеты.
Маразматик года — Джо Байден
Выборы президента США выиграл, не приходя в сознание, 78-летний ветеран американской политики Джозеф Байден. Избирательная кампания самого возрастного президента в американской истории не имеет аналогов. Байден спрятался в подвал своего дома в штате Делавер и агитировал за себя по видеосвязи из-под земли в страхе заразиться коронавирусом.
Встреч с избирателями, предвыборных митингов и больших пресс-конференций у кандидата от Демократической партии практически не было. Пандемия COVID-19 для избирательного штаба демократов оказалась прекрасным предлогом не показывать лишний раз Байдена журналистам и избирателям, чтобы те не заметили, в каком умственном состоянии находится их кандидат.
Впрочем, шила в мешке все равно не удалось утаить. Ни одно появление «сонного Джо» на публике в канун выборов не могло обойтись без конфуза. Байден называл свою внучку своим покойным сыном, не мог вспомнить, как зовут Барака Обаму и Дональда Трампа, думал, что избирается в Сенат, не знал, где находится, забывал, как выглядит его жена.
В итоге «вашингтонское болото» — американский политический класс — задействовало все возможные манипуляции, махинации и фальсификации, чтобы избавиться от невыносимого Дональда Трампа, и протащило-таки вместо него в президенты человека, который пребывает в глубоком маразме.
Весь мир был свидетелем этого позора «Сияющего града на холме». Социальные сети прятали от пользователей расследование о наркомании и педофилии сына Джо Байдена. Прозрачные стены избирательных участков забивали фанерой, чтобы не было видно, как проходит подсчет голосов (ради чего они и были сделаны прозрачными). Наблюдателей Трампа удаляли с участков. Глубокой ночью подвозили грузовики с десятками тысяч бюллетеней, которые все до единого были с голосами за Байдена.
Говорить об Америке как об образце и защитнике демократии после всего этого цирка с конями смешно до абсурда. Но маразматик Байден на посту президента США покажет еще не такие нелепости.