Допросы и обыски у русскоязычных публицистов Латвии, писавших колонки для медиа-ресурсов холдинга МИА «Россия сегодня», окончательно превратились в центральную тему отношений России с Латвией. В этом конфликте Россия ведет себя все более жестко. Становится очевидным: инцидент с русскими авторами произвел на Москву такое впечатление, что Латвии этого не забудут и не простят. Латвийский прецедент может стать первым случаем пересмотра политики России в Прибалтике.
Сколько бы в Риге ни давали понять, что облава на своих граждан и неграждан — это сугубо внутреннее дело Латвии, а с Москвой она с удовольствием готова обсудить, например, возвращение российского грузопотока, — не вышло. Тот факт, что в Латвии не просто преследуют русскоязычную интеллигенцию, а преследуют за то, что эти люди честно, открыто и законно писали для российских государственных СМИ, вывел Москву из себя.
Если в Риге кто-то рассчитывал таким нетривиальным ходом поднять ставки и добиться переговоров о возвращении в латвийские порты хотя бы части латвийского транзита, то результат получился обратный. Никаких переговоров с Латвией по какому бы то ни было вопросу после возбуждения уголовных дел на русских публицистов за то, что высказывали в российских СМИ свое мнение, вовсе не будет.
Это ясно дал понять МИД России, который вместо переговоров по транзиту прорабатывает введение санкций против Латвии.
«Мы с сожалением констатируем, что вынуждены рассмотреть возможность применения ответных мер в связи с продолжающимися и приобретающими все более недружественный характер шагами латвийского руководства в отношении российских средств массовой информации», — заявила официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
Формулировка крайне обтекаемая и дипломатичная, однако ее сразу же наполнили конкретикой депутаты Государственной думы.
Если в Латвии дойдет дело до арестов пророссийских авторов, то в ответ предлагается сажать аккредитованных в России сотрудников латвийских государственных СМИ.
«Если это произойдет, мы от ЛДПР будем требовать ареста всех латвийских журналистов на территории Российской Федерации. И будем требовать обмена журналистами между нашими странами. Потому что такого гадкого и мерзкого отношения к нашим журналистам мы не простим никак», — пояснил эту инициативу замглавы комитета Госдумы по информационной политике Андрей Свинцов.
Пока российский парламент ограничился обращением к Евросоюзу с требованием обратить внимание на то, что происходит в одной из его стран-членов, и осудить латвийское руководство. Впрочем, всем очевидно, что на Европу здесь рассчитывать не приходится. Двойные стандарты и лицемерие европейцев во всем, что касается их пресловутых «ценностей», давно вошли в поговорку.
Поэтому разбираться с Латвией Москве, если уж она решила не ограничиваться громкими словами и довести дело конца, придется самостоятельно.
Латвийский кейс может стать первым прецедентом отказа России от своей стандартной в последние годы тактики на прибалтийском направлении: сворачивать все стратегические связи с Прибалтикой, презрительно игнорируя припадки ее русофобии.
В ситуации пятилетней давности такая политика была оправданна. Тогда Литва, Латвия и Эстония отрабатывали задание спровоцировать Россию на грубость, чтобы оправдать развертывание инфраструктуры НАТО в Прибалтике. Но непроницаемое молчание Москвы в ответ на прибалтийские провокации лишило всякой убедительности легенду о защите от «агрессивной России» несчастных союзников, ради которых и проводится усиление военного присутствия НАТО у российских границ.
С тех пор ситуация изменилось. По итогам 2020 года у ведущих стран НАТО нет ни сил, ни желания вкладываться в накачивание созданной в Прибалтике военной инфраструктуры до таких размеров, что это несло бы реальную угрозу российскому Северо-Западу. Но даже если Альянс и займется такой накачкой, это будет заведомо мартышкин труд, потому что новейшие ракетные вооружения позволяют России в кратчайший срок разметать всю натовскую инфраструктуру, попросту ее разбомбив.
Риски вооруженного конфликта для России за последние годы существенно снизились. Во-первых, в то, что НАТО в нынешней ситуации полезет воевать за Прибалтику, не верят сами прибалты. Во-вторых, обладая гиперзвуковым оружием, Россия может не бояться самого большого конфликта. Все, что ей сейчас могут сделать «западные партнеры», — это ввести очередные санкции, которые с каждым новым пакетом все больше доказывают свое бессилие.
Все вышесказанное, разумеется, не означает, что Россия объявит Латвии войну в ответ на уголовное преследование русских журналистов за то, что те писали колонки в российские СМИ.
Однако при нынешней мировой и региональной конъюнктуре у Москвы появилось окно возможностей, чтобы не ограничиваться резкими заявлениями, а предпринять реальные жесткие меры, чтобы принудить власти Латвии прекратить произвол и соблюдать права человека.
Истошный визг, который поднимет при этом официальная Рига, будет России выгоден. Чем истошнее будет этот визг, тем до более широкой аудитории на Западе дойдет потрясающая информация о происходящем в Латвии. О том, как там вытащили «по беспределу» из десятков людей, сотрудничавших с российскими СМИ, несколько стареньких публицистов и завели на них уголовные дела за «нарушение санкций ЕС» на том основании, что эти люди получали гонорары в изданиях, являющихся частью медиагруппы, главный редактор которой — под санкциями.
Латвии за такие действия будет не оправдаться. Она уже не смогла этого сделать. Аргумент «сам дурак», который привел МИД республики на критику из Москвы, цитирование рейтингов свободы слова от западных НКО, в которых Латвия находится выше России, заклинание про «наши внутренние дела» — все это подтверждения, что по существу вопроса Латвии сказать нечего.
И Россия, видя это, ведет себя все более жестко.