Многие россияне считают Литву маленькой злой русофобской страной, которая думает только о том, как навредить России. Этот горький факт подтвердил посол Литовской Республики в Москве Эйтвидас Баярунас. Размышления г-на посла о том, как исправить эту печальную ситуацию, невольно подтверждают объективность российского общественного мнения: Литва — страна маленькая, злобная и русофобская.
«Если говорить об отношении к Литве, то оно нас не удовлетворяет. Зачастую складывается стереотип, что мы "маленькая, злобная, русофобская страна, которая думает только о том, как навредить России"», — сказал посол Литвы в РФ Эйтвидас Баярунас в интервью литовскому государственному телевидению LRT.
Диппредставитель Литовской Республики делает вывод, что «мы должны как-то дистанцироваться от этого» и работать над улучшением образа Литвы в российском общественном мнении.
Из сопоставления предлагаемого г-ном послом с реальностью следует однозначный вывод, что репутация маленькой злобной русофобской страны заработана Литвой абсолютно заслуженно.
«Новых рецептов здесь нет — нужно говорить о себе, приглашать журналистов из других стран активнее приезжать в Литву», — говорит Баярунас. Если речь идет об улучшении восприятия в России, то приглашать нужно журналистов из России.
Однако Литва прославилась прямо противоположным.
Она не приглашала к себе российских журналистов, а депортировала тех, кто интересовался этой страной и хотел общаться с литовцами.
Российские журналисты, интересующиеся Литвой, делятся для литовских властей на две категории.
Первые, те, кто смеет критиковать в чем-либо «прогрессивную демократию», — это «кремлевские пропагандисты», которым надо немедленно запретить въезд в страну. Вторые, которые хвалят Литву или пишут о ней нейтрально, — агенты ФСБ, которые получили задание на внедрение. Нужно установить за ними наблюдение, изолировать от важных контактов и в конечном счете тоже запретить въезд в страну.
Внимание, вопрос! Как при таком отношении официального Вильнюса к российским СМИ литовское посольство собирается открывать им страну?
В более широком смысле тот же вопрос можно задать обо всех россиянах.
Все попытки развивать гуманитарное сотрудничество между Литвой и Россией много лет упираются в системное противодействие со стороны литовских властей.
Это справедливо для любой сферы, какую ни возьми. Наука, культура, туризм — что угодно.
«Естественно, время уходит, и если раньше люди вспоминали праздники в Паланге, то сейчас, конечно, все по-другому, особенно если речь идет о молодежи. Например, молодые люди меньше знают о Литве и меньше путешествуют по ней. Для российской молодежи турецкие курорты, наверное, более приемлемы, чем Паланга, которая для старшего поколения была Меккой России», — говорит посол об потере Литвой своей «мягкой силы» среди российских туристов. Так разве Литва сама не способствовала этой потере?
Москва в свое время предлагала Вильнюсу ввести безвизовый режим между Литвой и Калининградской областью. Если бы Вильнюс пошел на этот проект и открыл границы, то, во всяком случае, для калининградской молодежи Паланга не была бы пустым звуком по сравнению с Турцией. Вместо этого литовские СМИ «на полном серьезе» писали, что под видом российских туристов в Литву могут проникнуть переодетые «зеленые человечки».
Более того, когда Россия в прошлом году сделала жест доброй воли и в одностороннем порядке открыла границу Калининградской области для литовцев, со стороны руководства Литвы это не вызвало ни малейшего энтузиазма.
В ответ провластные литовские СМИ устроили информационную войну против Калининградской области, отговаривая литовцев от поездок по электронным визам на родину Кристиониса Донелайтиса.
И какие после этого студенческие обмены, какие гастроли, какой молодежный туризм? И вас к себе не пускаем, и сами к вам не поедем.
Самые светлые, жизнеутверждающие темы российско-литовских отношений, которые, казалось бы, можно использовать только в позитивном ключе, литовские политики ухитряются вывернуть наизнанку и привнести в них конфликт. Пример — литовская художественная школа в современном российском театре.
«В культурном плане ситуация в Москве вам наверняка известна — это настоящее чудо. Здесь, за углом, находится Театр Вахтангова, которым руководит литовский режиссер Римас Туминас; Недалеко от нас находится Театр Владимира Маяковского, режиссер которого — тоже литовец, Миндаугас Карбаускис. На московских сценах играют литовские актеры, такие как Ингеборга Дапкунайте и другие», — восторгается Эйдмунтас Баярутис и цитирует шутку литовской театральной тусовки: «Вы, литовцы, до сих пор говорите об оккупации, но все наоборот — теперь Москва оккупирована литовской культурой».
Московские театралы шутят, а вот суровым «патриотам» в Литве не до смеха. Все эти литовские режиссеры — агенты Кремля! Они играют в шаговой доступности от Цитадели Зла и источают на литовцев кремлевскую «мягкую силу».
Причем это не бредни каких-то маргиналов. Про упомянутого Миндаугаса Карбаускиса литовские консерваторы говорили, что он родной брат Рамунаса Карбаускиса, председателя правящей партии «Союз крестьян и "зеленых" Литвы», и Путин может использовать московского режиссера для вмешательства в литовские внутренние дела. При них литовско-российские отношения «расцветут» окончательно.
Какую область отношений России с Литвой ни возьми, в чем ни начни сравнивать, что было и что стало, неизменно обнаружится многолетняя педантичная работа литовских властей на разрыв любых связей с соседом.
Литовский посол с ностальгией вспоминает, как в его бытность генеральным консулом в Санкт-Петербурге все питерские универмаги были завалены литовским сыром. Куда этот сыр подевался? Сгорел в огне санкционной войны. А кто эту войну развязал? Кто против кого призывал вводить санкции? Литва против России или Россия против Литвы?
Предлагаемый диалог ученых и дипломатов по сложным вопросам общей истории и современности — это просто прекрасно. Но ведь в прошлом этот диалог был. Спрашивается, кто его разрушил? Кто звонил своим научным работникам, журналистам, преподавателям литовских вузов с требованиями не ездить в Калининград на мероприятия в местном университете? Пранкеры Вован и Лексус или все же администрация президента Литвы?
Так и получается, что Литва — это именно что «маленькая злобная русофобская страна, которая думает только о том, как навредить России».
Ее сознательно делают такой вопреки всему, что связывает Литву с самой большой страной мира. И обижаться на российское общественное мнение здесь не приходится. На правду не обижаются.