Депутаты Европарламента от Венгрии обвиняют Украину в притеснении соотечественников в Закарпатье и даже якобы созданной там ситуации гражданской войны. Поводом для нового скандала стал демарш одного из самоуправлений на Закарпатье, когда депутаты при принятии присяги исполнили вместо гимна Украины гимн Венгрии. После этого за них пообещали взяться украинские ультраправые.
«Черная кошка» по границе соседних стран пробежала еще 3 года назад, с началом тотальной украинизации. В 2017 году был принят закон «Об образовании», по которому все обучение должно происходить на государственном языке.
Венгрия отреагировала на это крайне негативно, заблокировав в отместку комиссию «Украина — НАТО».
Глава МИД Венгрии Петер Сийярто пояснил, что снимет это вето только после отмены дискриминационных мер, иначе «Киев рискует потерять друга». В Киеве на это отреагировали весьма своеобразно, приняв закон «О государственном языке», который еще более закрутил «гайки»: по нему украинский язык обязателен почти во всех сферах.
Обещавший пересмотреть дискриминационную языковую политику Владимир Зеленский не выполнил в числе всех остальных и это свое предвыборное обязательство, одобрив закон «О среднем образовании», который еще более ущемляет интересы нетитульных национальностей.
Ситуация пребывала в состоянии холодной войны — ни одна из сторон на компромисс не шла. И тут произошло событие, вновь всколыхнувшее «языковое болото». После проведенных в октябре местных выборов в Закарпатской области на свое первое заседание собралась Сюртовская объединенная территориальная община.
И там депутаты после принятия присяги спели гимн… Венгрии.
В украинском МИД чуть не проломили пол, возмущенно топая ногами. На это посол Венгрии в Украине Иштван Ийдярто спокойно пояснил, что якобы депутаты пели на самом деле «молитву венгров», которой несколько сотен лет (хотя она впоследствии и стала государственным гимном).
Инцидент получил продолжение — венгерские организации Закарпатья получили письма с угрозами: «Даем неделю, чтобы убраться с украинской земли!»
А в интернете появился видеоролик, в котором мужчина в камуфляже и балаклаве на фоне дорожного знака Берегово и эмблемы «Правого сектора» (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru) тоже стращает закарпатских венгров: «Вы на украинской земле. Мы знаем каждого из вас, кто получил венгерский паспорт. Внимательно следите за своими мечтами об автономности. Иначе мы придем за вами и вашими детьми».
Кто и как может «разрулить» эту напряженную ситуацию? Мы узнали мнение украинских экспертов на этот счет.
«При всей своей нелюбви и ненависти к украинским националистам я не готов утверждать, что эти угрозы — их рук дело, — считает адвокат-международник KyivStratPro Кирилл Барашков. — Могу с уверенностью сказать лишь то, что кто-то явно хочет взорвать или хотя бы разжечь ситуацию с закарпатскими венграми, разрушив достаточно хрупкое мирное сосуществование и культурное развитие в регионе. Венгры защищали и, разумеется, будут защищать своих соотечественников законными европейскими способами. Создавшуюся проблему можно разрешить лишь публичным общественным диалогом.
Но когда он начнется и культурные потребности венгров в Закарпатье будут удовлетворены (включая образование на родном языке), то это станет для украинской власти ловушкой, в которую она загнала себя сама.
Остро встанет вопрос: почему аналогичное понимание властей и подобный государственный сервис недоступны, в первую очередь, для русскоязычных (которых подавляющее большинство в стране) и других национальных меньшинств?
Поэтому ситуация, в которую мы попали, постоянно заискивая перед националистами, достаточно патовая».
А политтехнолог Василий Стоякин, напротив, полагает, что проблемы как таковой нет. Для разрешения ситуации вполне достаточно сил полиции и СБУ (сотрудники последней, правда, пока предпочитают кошмарить «провинившихся» депутатов). Глава МВД Арсен Аваков уже предупредил «активистов», что такого рода действия будут иметь неприятные последствия. На странице его ведомства в соцсети опубликовано официальное заявление министра, в котором он предупреждает о том, что экстремистов, маскирующихся под патриотов, будут жестко преследовать.
Непростая ситуация в Закарпатье возникла не сегодня и не вчера, она складывалась годами, начиная еще едва ли не с мирового устройства по итогам окончания Второй мировой войны, когда регион вошел в состав советской Украины и впоследствии уже независимой Украины, напоминает политолог Никита Трачук.
«Эта проблема актуализировалась после 1991 года, однако настоящая радикализация наступила уже после принятия законов о языке и образовании, что не понравилось закарпатским венграм, и это стало причиной обострения конфликта с Венгрией.
Сейчас мы видим, что ситуацию намеренно "раскачивают", причем с обеих сторон.
Украинская сторона стоит на своем в языковом и культурном вопросах, а Венгрия, в свою очередь, преследует собственные интересы, прикрываясь "защитой венгерского населения". Что касается угроз от радикалов, мне это видится также скорее провокацией, нежели реальной угрозой для жизни и здоровья живущих в Закарпатье людей», — констатирует Трачук.
Как же разрешить ситуацию? Эксперт полагает, что необходимы уступки с обеих сторон. Украине, на его взгляд, стоило бы позволить венграм учиться на своем языке — неужели это такая большая проблема? В свою очередь, Венгрия ведет себя довольно агрессивно, и там тоже не должны забывать, что они фактически прямо давят на независимое государство и влезают в его дела. В любом случае, для разрешения конфликта необходим конструктивный диалог. Но пока желания такого диалога нет у обеих сторон.
Ситуация с венгерской общиной — это мина замедленного действия, полагает аналитик KyivStratPro Марик Джангутинов и подчеркивает, что на сегодняшний день Украина не является мононациональным государством, что почему-то никак не отражается в векторе государственной внутренней этнокультурной и национальной политики.
«Закон о нацменьшинствах и повышение уровня полномочий местных органов самоуправления были использованы венгерским населением города Берегово в Закарпатье.
Позиция Венгрии достаточно жесткая, и она опирается на положения европейского законодательства, которые Украина обязалась соблюдать.
Усиление давления Киева, тем более в ультимативной форме, может привести только к еще одному расколу. Если у власти есть юридическое обоснование, то это реальный способ разрулить ситуацию, обратившись в Европейский суд с иском к органам местного самоуправления, если последние принимают решения вразрез действующему законодательству Украины», — резюмирует Джангутинов.
Напомним, что первым действием Верховной рады после государственного переворота в 2014 году была отмена закона о региональных языках. «Революционерам» показалось, что если они ущемят русский язык, то тем самым они будут противостоять России.
Последствия этого скоропалительного решения оказались совсем не такими, как ожидалось: против украинского национализма взбунтовались Крым и Донбасс. К какому итогу это привело, общеизвестно.
Однако курс на тотальную украинизацию остается в Киеве неизменным.