×
Политика Политика

Литовская власть испугалась уголовного преследования за «дело 13 января»

Источник изображения: LRT

Следственный комитет России заочно обвинил литовских судей в вынесении заведомо неправомерного приговора по «делу 13 января». В ответ на это власти прибалтийской республики призывают Интерпол категорически отклонять любые обращения России об экстрадиции литовских должностных лиц, а новый министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис обещает вести разъяснительную работу со странами НАТО и ЕС. Нервная реакция официального Вильнюса доказывает, что «на воре и шапка горит»: у Литвы есть основания беспокоиться о судьбе людей, которые упекли за решетку гражданина России Юрия Меля.

В 2019 году Вильнюсский окружной суд вынес вердикт по «делу 13 января». Сразу после этого Следственный комитет России начал проверять правомерность вынесения обвинительного приговора. По итогам процессуальной проверки было возбуждено уголовное дело в отношении четырех литовских судей — Айноры Мацявичене, Айвы Сувилене, Виргинии Тамошюнайте и Артураса Шумскаса.

До недавнего времени они находились в статусе подозреваемых. Теперь же Мацявичене, Пакальните-Тамошюнайте и Шумскасу заочно предъявлены обвинения в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 305 УК РФ «Вынесение заведомо неправосудного приговора».

Остается только гадать, почему из этой когорты «выпал» четвертый подозреваемый. Но принципиально ситуация от этого не меняется.

Ответный процесс России по «делу 13 января» близится к своему логическому завершению. Остался последний шаг: судебный приговор.

В том, что он будет обвинительным, сомневаться не приходится. Для оценки действий литовских судей не нужно быть профессиональным правоведом — достаточно просто включить логику.

«Людей обвиняют в том, что они выломали забор, опасно маневрировали на танке и произвели не менее трех холостых выстрелов в воздух, подняв ствол максимально вверх. Тем самым они якобы совершили преступление против человечности. Таких уголовных дел на земном шаре пока еще не было», — рассказывал в интервью аналитическому порталу RuBaltic.Ru адвокат Ришардас Бурда.

Его подзащитного — советского офицера Юрия Меля — за выломанный забор осудили на 7 лет тюрьмы.

Вскоре станет известно, какой приговор получат за это заведомо неправомерное решение сами судьи.

Конечно, в расследовании СК РФ не хватает самого главного — личного присутствия фигурантов.

Но Москва может и, вероятно, попытается сделать так, чтобы граждане Литвы получили реальное наказание.

Предвосхищая такое развитие событие, власти прибалтийской республики обещают не дать в обиду своих служителей Фемиды. МВД предупредит Интерпол «о категорическом отклонении любых обращений России с просьбами преследовать литовских должностных лиц». Министерство иностранных дел под руководством Габриэлюса Ландсбергиса повторно предупредит о кознях «страны-агрессора» всех своих партнеров по ЕС и НАТО.

А дальше всех пошла министр юстиции Литвы Эвелина Добровольская. Она заявила о необходимости создания механизма, который защищал бы граждан Евросоюза «от необоснованных решений третьих стран».

Постойте, госпожа Добровольская! Но если решение третьей страны необоснованно, то в Евросоюзе оно не будет иметь законной силы.

На этом принципе основана система международного уголовного права. Литовские власти убедились в этом в 2011 году, когда по их запросу в Австрии задержали бывшего командира группы «Альфа» Михаила Головатова — еще одного фигуранта «дела 13 января». Задержали, разобрались в ситуации и отпустили на свободу.

Так почему же правительство Литвы так переживает? Получив от Москвы запрос на экстрадицию, власти любой европейской страны не могут автоматически его удовлетворить. Они обязательно ознакомятся с обстоятельствами дела и решат, есть ли в нем политическая подоплека. Если литовские судьи чисты перед законом, через пару дней их отпустят на свободу.

Но давайте представим, что в той же Австрии правоохранители задерживают кого-то из трех литовских судей, оказавшихся в реестре Интерпола по инициативе России. Начинается процедура проверки.

И австрийцы с удивлением для себя обнаруживают, что в Литве судят за преступления против человечности гражданина РФ, от действий которого не пострадал ни один человек.

Дальше — больше. Оказывается, за события 1991 года Юрия Меля судили по Уголовному кодексу 2010 года, а бывшего первого секретаря Коммунистической партии Литвы на платформе КПСС Миколаса Бурокявичюса за те же события судили по кодексу 1962 года.

«Дело Бурокявичюса сегодня уже прошло стадию оценки в международном суде по правам человека. Там смерть тринадцати человек и травмы, которые получили выжившие, оценивались как последствия преступлений по части государственного переворота. Большинство защитников обращали внимание апелляционного суда на эти несоответствия», — отмечал Ришардас Бурда.

На эти же несоответствия должны обратить внимание люди, которые будут рассматривать российский запрос об экстрадиции литовских судей. Властям прибалтийской республики такая перспектива не улыбается. Обратите внимание, к чему они собираются призывать Интерпол и своих европейских союзников: категорически отклонять любые российские запросы!

Призывы разобраться в «деле 13 января» не звучат. Оно и понятно: разбирательство обернется против самой Литвы.

А что такое предложенный Добровольской механизм защиты граждан Евросоюза «от необоснованных решений третьих стран»? Вероятно, правильнее называть это механизмом автоматического отклонения российских запросов об экстрадиции. Но остальные страны вряд ли поддержат такой подход.

Поэтому можно пойти по другому пути — воссоздать в Литве отдел агитации и пропаганды при Министерстве иностранных дел.

Опять же, моделируем ситуацию: в условной Австрии задерживают госпожу Мацявичене или господина Шумскаса. Вызволять их тут же вылетает специалист литовского агитпропа.

Своим австрийским товарищам он прочитает лекцию о том, как литовский народ в 1991 году сбросил с себя иго «советской оккупации».

«Разве поэтому можно сажать в тюрьму невиновного человека?», — спросят его. «Да он же оккупант, он приехал утопить в крови гордый литовский народ…» «Но на его руках нет крови».

«Вижу, товарищи, вы ничего не поняли, — вздохнет сотрудник литовского агитпропа. — Давайте начнем с самого начала. В 1939 году Сталин и Гитлер подписали договор о ненападении, известный также как Пакт Молотова — Риббентропа…»


Вам также может быть интересно:

Спецпроект RuBaltic.Ru: Вильнюс, 13 января 1991 года, трагедия в 4 действиях

Спецпроект RuBaltic.Ru: Почтовый ящик в поддержку Юрия Меля

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Читайте также
Таких уголовных дел на Земле еще не было: адвокат гражданина РФ об абсурде литовского суда
22 ноября 2020
Интервью с адвокатом Юрия Меля Ришардасом Бурдой.
«Позорное судилище»: Захарова осадила Литву за разбирательство по «делу 13 января»
8 октября 2020
Литва продолжает судебное разбирательство по событиям 13 января 1991 года, подрывая свой имидж как члена Евросоюза (ЕС), заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Литва отвергла обвинения России в неправосудности приговора по «делу 13 января»
14 декабря 2020
Литва отвергла обвинения Следственного комитета России (СК РФ) за неправосудный приговор, вынесенный группе россиян по делу о событиях 13 января 1991 года в Вильнюсе.
Литовский Молох исторической лжи вновь хочет крови по «делу 13 января»
18 сентября 2020
В канун 30-летнего юбилея событий 13 января 1991 года литовской власти нужно повторно принести в жертву своей исторической лжи уже погубленного ради нее человека.
Новости партнёров