Новый «локдаун», который запланировали на январь власти Украины, снова заставил украинских экономистов говорить о грядущем в 2021 году дефолте. Грозит ли Украине масштабный бюджетный кризис? Ведь казна практически пуста, а МВФ в долг больше не дает.
Украинское казначейство фактически опустошено — до конца 2020 дефицит бюджета составит примерно 60 миллиардов гривен (1,7 миллиарда евро). Не хватит денег на зарплаты бюджетникам, медицину и образование. В начале ноября 2020 на счету казначейства было 15,1 миллиарда гривен (440 миллионов евро), в то время как ровно год назад эта сумма составляла более 53 миллиардов гривен.
В конце сентября главный дипломат Евросоюза Жозеп Боррель в Киеве прямо сказал Владимиру Зеленскому: «Денег не будет, банкомат закрыт!» и дал бесплатный совет заниматься реформами.
Тогда решили обратиться к своему любимому рантье — Международному (фактически — американскому) валютному фонду, которому и так должны, как земля колхозу. Тем более что в этом году МВФ предлагал практически всем (более чем 100 странам) скорую финансовую помощь для противодействия коронавирусным проблемам.
Однако на сей раз заокеанские кредиторы Украине отказали. И это неудивительно. Во-первых, Киеву напомнили, что он и без того весь в долгах (которые, кстати, вполне могут потребовать досрочно погасить); во-вторых, и так есть программа, в рамках которой происходит «сотрудничество» (то есть очередные кредиты); в-третьих, банкиры также отметили недостаточное рвение Киева в выполнении реформ и их указаний. Правда, программа в этом году застопорилась: было обещано дать очередной кредит на $5 миллиардов частями до конца 2021 года. Из них 2,1 миллиарда в Киев уже поступили.
Планировалось еще 2 транша в 2020, но они заморожены. Оно и понятно: в то время как украинский Кабмин клянчит деньги на борьбу с ковидом, он активно транжирит средства из собственного коронавирусного фонда на посторонние цели.
Бюджетный кризис для Украины — это не всегда вопрос финансовый или экономический, часто это исключительно политическая проблема, утверждает экономист Александр Гаврутенко. «Когда поиск политических компромиссов затягивается, бюджетный процесс выходит за установленные для него сроки. В этом году нашему политическому классу действительно будет непросто найти компромисс между желаемым и возможным, сложно будет сбалансировать даже необходимое. Реальный кризис, связанный с карантинными мерами, как и любой иной, требует как раз пересмотра нашего отношения к устоявшимся приоритетам, подходам, практикам, к границам возможного и стимулирует искать решения, которые хотя бы не оборачиваются повторением тех действий, которые к этому кризису привели. Собственно, такого антикризисного мышления и требует текущий бюджетный процесс, в том числе и в планах по взаимодействию с внешними кредиторами. Но подозреваю, что закончится все старыми добрыми кулуарными договорняками в очень ограниченном кругу очень ограниченных людей», — опечален Гаврутенко.
Нет на Украине никакого бюджетного кризиса, категорично заявляет президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. За всю историю независимой Украины ни одного раза госбюджет не был выполнен — всегда в полном объеме финансируют только защищенные статьи: пенсии и зарплату бюджетников. А вот расходы на дороги, стройки и разные государственные проекты всегда недофинансируют. То же самое происходит и сейчас: ничего нового, все как было и 10 лет назад, отмечает эксперт. А кредиты МВФ вообще не идут в госбюджет — их направляют только на формирование золотовалютных резервов.
Поэтому даже если МВФ больше не будет давать нам кредиты, это на госбюджет никак не повлияет, и у нас его и впредь никогда не будут выполнять. Это уже традиция, зачем же ее нарушать?
МВФ никак не спасает нас, ибо государство обычно внешние заимствования не использует для покрытия дефицита бюджета, соглашается с коллегой экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин. А используется валюта для погашения внешних долгов и процентов по нему. «Вопрос финансирования бюджета тесно связан с выпуском ОВГЗ Минфином. В 2014 выпустили ОВГЗ на 171 миллиард гривен, в 2015 — на 70 миллиардов. И тогда НБУ покупал их у Минфина напрямую, а сейчас он сам себе это запретил. Но возможен иной вариант: НБУ дает кредиты под 6% государственным банкам, а те покупают ОВГЗ, например, под 10%. Необходимо этих ОВГЗ напечатать и продать примерно на 100 миллиардов гривен, и тогда проблем не будет», — прогнозирует Монин.
Кризис этот системный: пожалуй, если в чем-то и есть стабильность в стране, так это в постоянном развитии коллапса, констатирует экономист Александр Дудчак. В конце концов удовлетворят все прихоти МВФ, и он с барского плеча кинет какую-то подачку.
Украинская власть в итоге примет все необходимые законы о «борьбе» с коррупцией и продаже земли иностранцам. И ужасный конец будет отсрочен во имя бесконечного ужаса. Ну еще и еврооблигации напечатают под проценты, как у микрофинансовых организаций.
Да, бюджетный кризис имеет место — об этом свидетельствуют и заявления министра здравоохранения Максима Степанова о том, что в бюджете явно недостаточно средств на медицинскую помощь в 2021 году, комментирует экономист Всеволод Степанюк. К такому кризису привела даже не коронавирусная шизофрения, а отсутствие сколько-нибудь вменяемой экономической политики государства. Под внятную экономическую политику всегда можно найти кредитные ресурсы под низкие проценты и без МВФ.
А выполняя бесконечные требования МВФ, правительство загнало себя в его кабалу, так как в такой ситуации никто давать в долг спешить не будет, видя, как разрушается экономика.
На Украине уже бюджетный кризис: если казначейство приостанавливает платежи незащищенных статей за месяц до конца года, то это точно его признаки, констатирует эксперт Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин. А когда налоговая бодро рапортует, что план ее выполнен на 98%, а денег на едином счету нет, значит, провален график заимствований. И это неудивительно: если вы нарисовали в бюджете деньги от МВФ (аж 2 транша!), а не получили ни одного, да еще аукционы по размещению ОВГЗ не дают того, что ожидалось, то понятно, что денег нет. А при отсутствии денег появляется кризис.
Итак, даже у давнего «партнера» Украины — МВФ — лопнуло терпение, и он процитировал киевским просителям цитату персонажа Никиты Михалкова из фильма «Вокзал для двоих»: «Сама, сама!»
И это несмотря на то, что президент, парламент и правительство соглашаются на все требования банкиров и идут на всевозможные унижения, нарушения суверенитета, конституции и собственных законов, наплевав на интересы и благосостояние граждан — лишь бы было что подеребанить!
Коронавирусный кризис еще более усугубил ситуацию в стране, экономика продолжает свое падение, о «реформах» уже забыли, эффективность многочисленных американских «антикоррупционных» структур нулевая, чиновники продолжают получать незаработанные огромные оклады и премии — страна пробивает очередное дно в направлении дефолта.