Военные ведомства Литвы, Латвии и Эстонии приняли решение о том, что с 2021 года объединенный «балтийский батальон» BALTBAT прекратит свое существование. Вместо этого они планируют сосредоточиться на сотрудничестве в сфере разведки и участии в некинетических операциях. Но открытым остается вопрос, что послужило причиной расформирования совместного батальона.
История BALTBAT началась еще четверть века назад. Литва, Латвия и Эстония создали его в середине «девяностых» — тогда он именовался Балтийским миротворческим батальоном. Из названия понятно, что с помощью этого подразделения Прибалтика хотела застолбить себе место в международных операциях под эгидой НАТО и заслужить уважение своих новых заокеанских кураторов.
Время было подходящее: на территории бывшей Югославии тлел грандиозный военный конфликт. Туда первым делом и отправился BALTBAT. Неся службу в Косово и Боснии и Герцоговине, его бойцы патрулировали улицы, конвоировали гуманитарные грузы и так далее. В общем, поддерживали мир.
Но командир батальона Гунтис Пориетис от этой операции был не в восторге: «В Косове находятся подразделения НАТО, по своему техническому оснащению на порядок превосходящие нас. С чем мы сможем туда прийти? C простым пехотинцем, у которого всего-то и есть, что автомат М-16 и бронежилет. Без броневого прикрытия и практических навыков боевого взаимодействия мы станем "пушечным мясом". Латвия может направить в Косово только специалистов — саперов, полицейских, медиков».
Ярким проявлением «балтийского единства» в те годы стал инцидент с участием капитана Иварса Аузиньша из состава латвийских миротворческих сил, который помочился на спящего лейтенанта Каппера из Эстонии.
Вскоре после этого Аузиньш получил звание майора, но впоследствии был уволен за управление автомобилем в нетрезвом виде. А через два года произошел еще один скандал с участием латвийских бойцов батальона. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, она выехали на двух машинах за добавкой и попали в аварию. Одного горе-миротворца доставили в больницу с сотрясением мозга.
С 2001 года проект объединенного батальона был фактически заморожен. Все три Прибалтийские республики сосредоточились на военном сотрудничестве с другими странами.
Литва реформировала механизированный пехотный батальон имени Великого князя Литовского Альгирдаса под присмотром датских военных инструкторов. Латвия со Швецией реализовывала проект LATBAT, а Эстония заручилась поддержкой Финляндии.
Пройдет больше десяти лет, и оборонные ведомства стран Балтии захотят возродить объединенный батальон. Зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на дату подписания меморандума о повторном формировании батальона. 18 марта 2014 года — через два дня после крымского референдума.
Власти Литвы, Латвии и Эстонии тогда ожидали, что следующий акт «российской агрессии» будет направлен против них. Сам Бог велел воссоздать совместное подразделение!
На боеготовность Прибалтики это вряд ли повлияло, но такая задача и не стояла. Важен был сам факт «шевеления», с помощью которого Рига, Вильнюс и Таллин попытались привлечь внимание своих западных партнеров.
После «реанимации» BALTBAT преследовал новую конкретную задачу: стать частью Сил быстрого реагирования НАТО (NATO Response Force — NRF). Но процесс почему-то затянулся. По состоянию на 2017 год «балтийский батальон» еще не был интегрирован в NRF. Оборонные ведомства трех стран пришли к выводу, что проект нужно продолжать.
«В дополнение к принятию и интеграции в Эстонии, Латвии и Литве сил быстрого реагирования, призванных усилить безопасность НАТО, мы должны еще больше углубить взаимное оборонное сотрудничество, продолжив проект совместного пехотного батальона», — говорил командующий Силами обороны Эстонии Рихо Террас.
И вот свершилось! Чуть больше года назад на военной базе Адажи в Латвии состоялось подписание документов о сертификации BALTBAT для участия в Силах реагирования НАТО. Сообщение об этом распространило информационное агентство LETA. А вот официальные представители Риги, Вильнюса и Таллина ничего не сообщили. Хотя событие более чем знаковое. Представители Прибалтийских республик получили возможность участвовать в операциях NRF — элитного подразделения НАТО, которое отличается высокой технической оснащенностью и боевой готовностью. В чем же дело?
Возможно, год назад в Литве, Латвии и Эстонии уже понимали, что проекту BALTBAT жить осталось недолго.
Почему, в таком случае, его решили «похоронить»? Есть мнение, что у Прибалтийских республик не хватает средств на содержание и модернизацию объединенного батальона. Но едва ли это стало причиной его расформирования.
Куда более правдоподобно звучат слова латвийского военного эксперта Юрия Мелконова: «Это американский проект. Ничего прибалтийского там нет. Я неоднократно указывал, что американцы делают политику так же, как продают колбасу. То есть это маркетинг. Все, что сделано для одной прибалтийской страны, они потом переносят на все три страны. Они не видят различий между Латвией, Литвой и Эстонией и считают, что их элементарно можно согнать вместе, и они будут что-то делать. Но это не так».
Военнослужащие стран Балтии просто не смогли ужиться в одном батальоне — вот и вся разгадка.
Попытка воссоздать BALTBAT наверняка сопровождалась перетягиванием одеяла. Литва, Латвия и Эстония боролись за лидерство в объединенном батальоне точно так же, как они борются за право управления совместным предприятием, созданным для строительства железной дороги Rail Baltica. Боролись до тех пор, пока не приняли решение, что BALTBAT нужно отправить на свалку истории. Только так можно объяснить произошедшее.
Официально о причинах расформирования батальона не сообщается. Оно и понятно: зачем выносить сор из избы? Оборонные ведомства трех стран закрыли этот вопрос так, чтобы не подрывать концепцию «балтийского единства». У них почти получилось.